Зарегистрирована первая в России саморегулируемая организация в сфере оказания медицинских услуг

Статья
Мисюлин Сергей Сергеевич, кандидат медицинских наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по здравоохранению

Разработаны необходимые для регистрации правила и стандарты деятельности саморегулируемой организации в сфере оказания медицинских услуг

24 Января 2012 1657

Первая cаморегулируемая организация по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг

НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» первая, зарегистрированная в Росреестре (Регистрационный номер №0238) 24 января 2012 года, саморегулируемая организация по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг. См. письмо Росреестра в формате .pdf

В состав Партнерства входят 104 частные медицинские организации из 30 регионов России.

В настоящее время основным преимуществом членства в саморегулируемой организации является сокращение количества плановых проверок органами лицензирования, Роздравнадзора и Роспотребнадзора, которое составляет не более 10% от числа членов в год.

Что выгоднее: создавать СРО с нуля в своем регионе или вступить в действующую организацию?

В настоящее время допуском к медицинской деятельности является лицензия, а членство в саморегулируемой организации (СРО) в сфере оказания медицинских услуг не является обязательным. В связи с этим основными преимуществами членства в СРО являются:
1) особый порядок плановых проверок членов СРО, не более 10% организаций в год;
2) взаимодействие с государственными органами при посредничестве и защите СРО;
3) создание нормативных актов СРО, заполняющих пробелы федерального законодательства, но не противоречащих ему;
4) повышение правового и профессионального уровня посредством информационного обмена внутри СРО.

Лицо, заинтересованное в развитии саморегулирования, может пойти традиционным путем:
1) регистрация некоммерческого партнерства в территориальном органе Минюста;
2) объединение 25-ти медицинских организаций или индивидуальных предпринимателей;
3) разработка обязательных документов СРО и внесение изменение в Устав;
4) внесение организации в реестр СРО в Росреестре в Москве;
5) обеспечение функционирования СРО - общее управление, бухгалтерия, сайт, извещение Росреестра, надзорных органов и прокуратуры о новых членах, для сокращения количества проверок до нормы не более 10% членов, разработка стандартов для осуществление первоначального (при приеме в члены СРО) и ежегодно контроля членов СРО.

Основные сложности, с которыми приходится сталкиваться, при создании СРО:
1) минимальное количество членов — 25;
2) тонкости документации и Устава СРО;
3) наличие исполнительного директора, не аффилированного, не состоящего в трудовых, корпоративных или имущественных отношениях с членами СРО, обладающего навыками проведения проверок медицинской деятельности;
4) постановка деятельности СРО с нуля, осуществление внутреннего контроля своих членов, документооборот, разработка стандартов, проведение семинаров;
5) определение размера ежегодного взноса с учетом невозможности СРО осуществлять предпринимательскую деятельность, т. е. получать деньги кроме взносов.

Коснемся подробнее вопроса определения размера взносов. При ежемесячной заработной плате исполнительного директора в 40 000 рублей и бухгалтера 20 000 рублей, минимальный фонд оплаты труда составляет 60 000 рублей. Единый социальный налог 30% или 18 000 рублей в месяц. Прочие расходы, включая аренду помещения, оргтехнику и связь - 22 000 рублей в месяц. Таким образом, минимальные годовые расходы на содержание организации составляют 1 200 000 рублей. При 25 членах ежегодный членский взнос должен составлять 48 000 рублей.

Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения оказывает поддержку лицам, заинтересованным в развитии саморегулирования в своем регионе.

Второй подход связан с вступлением в действующую СРО и получением сразу всех преференций саморегулирования. Рассмотрим данный подход на примере первой саморегулируемой организации в сфере оказания медицинских услуг - НП Объединение частных медицинских клиник и центров (Москва), действующего преимущественно в пределах центрального федерального округа. Наша организация стояла у истоков саморегулирования в данной сфере, имеет наиболее длительную историю контактов с государственными органами, ей удается добиваться соблюдения нормы проверок не более 10%.
Исполнительными директором является Лазарев Сергей Владимирович, к.м.н., 12 лет проработал в медицинской инспекции Департамента здравоохранения г. Москвы, провел более 1 000 проверок медицинских организаций, автор более 60 статей.
Организацией разработаны и внедрены в свою деятельность уникальные документы:
1) методические рекомендации по лицензированию медицинской деятельности;
2) методические рекомендации по требованиям Роспотребнадзора к организациям, осуществляющим медицинские услуги;
3) стандарт «Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности».

Для вступления в нашу организацию необходимо:
1) написать заявление в произвольной форме;
2) предоставить копию действующей лицензии на медицинскую деятельность;
3) заключить договор на проведение медицинского аудита с аккредитованной организацией - Центром стратегических инициатив "Частное здравоохранение", стоимость составляет - 1000 рублей за один вид работ (услуг) согласно приложению к лицензии, до 21-го вида работ (услуг), с 21-го вида работ (услуг) - 500 рублей, минимальная сумма — 5 000 рублей;
4) оплатить вступительный взнос — 20 000 рублей;
5) оплатить ежегодный взнос — 20 000 рублей, до 10 видов работ услуг ежегодный взнос составляет — 15 000 рублей, до 5 видов работ — 10 000 рублей, в зависимости от квартала вступления, начиная со второго, первый ежегодный взнос уменьшается на 25, 50 или 75 % соответственно;
6) оплатить взнос в компенсационный фонд, обязательный для всех СРО, в минимальном размере 3 000 рублей.

Организация проводит 2 семинара в год, длительностью 6 часов каждый. Семинары бесплатны для членов, для всех остальных желающих стоимость составляет 6 000 рублей. Семинары пользуются спросом, поскольку их проводит Лазарев С.В.

Организация предлагает уникальные условия лицам, заинтересованным в развитии саморегулирования в своем регионе:
1) необходимо вступить в организацию;
2) привлечь новых членов из своего города;
3) более 15 членов из одного региона могут предложить своего представителя на должность заместителя исполнительного директора, с которым будет заключаться трудовой договор о дистанционной работе согласно главы 49.1 Трудового кодекса, который на основании доверенности будет взаимодействовать с органами власти;
4) организация выделяет на оплату труда заместителя исполнительного директора до 40% от ежегодных взносов указанных членов;
5) организация проводит дополнительное обучение заместителя исполнительного директора по вопросам функционирования СРО.

При желании члены организации могут выйти из состава и образовать свою СРО, опираясь на свой опыт участия в СРО, а также знания заместителя исполнительного директора, который может возглавить новую организацию. Действуя таким образом можно сэкономить свое время, деньги и гарантированно добиться результата в развитии саморегулирования.