Антикоррупционная экспертиза проекта порядка по профилю косметология

Статья
Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по здравоохранению и образованию

В проект были внесены поправки, был принят приказ о структуре порядков, штатные нормативы перешли из разряда «обязательных» в разряд «рекомендательных»

06 Июня 2010 2307

Приказ от 18 апреля 2012 г. N 381н Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология" был подготовлен с учетом заключения наших экспертов

Форма заключения утв. Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 N 77

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам проведения антикоррупционной экспертизы

Проекта приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2010 г.

Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология

Независимыми экспертами Тихомировым А.В. (св-во об аккредитации № 000605 от 04 декабря 2009 г.), Лазаревым С.В. (св-во об аккредитации № 000783 от 06 мая 2010 г.), Борисовым Д.А. (св-во об аккредитации № 000697 от 05 мая 2010 г.), уполномоченными Министерством юстиции РФ на проведение экспертизы на коррупциогенность, в соответствии с частями 3 и 4 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и пунктом 2 Правил проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, проведена антикоррупционная экспертиза

Проекта приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2010 г.

Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология 

в целях выявления в нем коррупциогенных факторов и их последующего устранения. 

В представленном Проекте приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2010 г. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология выявлены коррупциогенные факторы (в соответствии с пунктами 3 и 4 методики утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96):

Пункт 3

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

Пункт 4

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций.

в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера. 

В целях устранения выявленных коррупциогенных факторов предлагается: 

1. Пункт 1 Приложения к проекту Приказа об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология (далее Порядок) дополнить фразой «не устанавливает лицензионные требования и условия для осуществления медицинской деятельности, является рекомендательным».

В соответствии со статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1:

«Медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность

В соответствии со ст.3 Федерального закона №128-ФЗ от 8.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» установление лицензионных требований и условий предусмотрено положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, в соответствии со ст.5 утверждение положении о лицензировании конкретных видов деятельности отнесено к полномочиям Правительства Российской Федерации при осуществлении лицензирования.

В Положении о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30) отсутствуют лицензионные требования о соблюдение порядков оказания медицинской помощи и стандартов оснащения медицинским оборудованием.

Поскольку установление лицензионных требований и условий не относится к полномочиям Минздравсоцразвития РФ, то первоначальная формулировка п.1 Порядка приведет к коллизии права (коррупциогенные факторы п.3 а, в, г, д, ж, п.4 а, б). 

В соответствии со статьей 37.1 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1:

«Стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.» В законе не раскрывается содержание стандартов, структура порядка и общеобязательность их исполнения.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321) Министерство самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:

5.2.12. порядок оказания медицинской помощи;

5.2.14. стандарты медицинской помощи, стандарты оснащения организаций здравоохранения медицинским оборудованием.

В постановлении не раскрывается содержание стандартов, структура порядка и общеобязательность их исполнения.

В соответствии с пп. д), е) п. 3 Положения об организации работы по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 августа 2008 г. N 410н) Порядок может включать в себя примерный табель оснащения и рекомендуемые штатные нормативы.

Поскольку в законе и постановлении не раскрывается содержание и виды стандартов, структура порядка и общеобязательность их исполнения, то требование об общеобязательности Минздравсоцразвития РФ, вытекающее из первоначальной формулировки п.1 Порядка приведет к коллизии права (коррупциогенные факторы п.3 а, в, г, е, ж, п.4 а, б, в). 

2. Пункт 4 Порядка изложить в следующей редакции:

«4. Медицинская помощь по профилю косметология может оказываться в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения при условии согласия собственника и включения данного вида медицинской помощи в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи».

Поскольку определение направлений деятельности относится к компетенции собственника (органов управления здравоохранением), а государственные и муниципальные учреждения в соответствии с Уставами предназначены для выполнения программы государственных гарантий, то при отсутствии данного вида медицинской помощи в Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи первоначальная формулировка п.4 Порядка приведет к коллизии права: государственные и муниципальные учреждения получат право на платное оказание данного вида помощи (коррупциогенные факторы п.3 а, в, г, д, ж, п.4 в).

 
3. Пункт 5 Порядка исключить.
Пункт 6 Порядка исключить. 

В соответствии с абз.1 ст.37.2 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1: оказание медицинской помощи финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, а также средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с п.16 ст.5 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 к Полномочиям федеральных органов государственной власти в области охраны здоровья граждан относится разработка и утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования;

В Положении о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321) отсутствуют полномочия по утверждению программы государственных гарантий, данными полномочиями обладает Правительство РФ.

Поскольку утверждение программы государственных гарантий не относится к полномочиям Минздравсоцразвития РФ, то наличие п.5 и 6 в Порядке приведет к коллизии права (коррупциогенные факторы п.3 д). 

4. Пункт 14 Порядка исключить.
Пункт 15 Порядка исключить.

В соответствии с абз.1 ст.43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1: «В практике здравоохранения используются методы профилактики, диагностики, лечения, медицинские технологии, лекарственные средства, иммунобиологические препараты и дезинфекционные средства, разрешенные к применению в установленном законом порядке».

В соответствии с пп. 5.3.2.1. п. 5.3.2. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. №323) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляет следующие полномочия: выдает разрешения на применение новых медицинских технологий.

В соответствии с пп. е) п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30) соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации является лицензионным требованием, нарушение которого относится к грубым и может повлечь аннулирование лицензии.

Поскольку разрешение применения методов профилактики, диагностики, лечения, медицинских технологий не относится к полномочиям Минздравсоцразвития РФ, то наличие п.14 и 15 в Порядке приведет к коллизии права (коррупциогенные факторы п.3 а, в, г, д, ж, п.4 в).

 
5. п.4 Приложения №1 к Порядку – исключить.
п.5 Приложения №1 к Порядку – исключить.
Приложение № 2 к Порядку – исключить.

В соответствии со ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I право на занятие медицинской деятельностью имеют лица, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста.

Квалификационные требования установлены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 июля 2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения», в данном Приказе не содержатся требования о тематических усовершенствованиях.

В соответствии с пп. г) п.5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30) наличие специалистов, имеющих высшее профессиональное (среднее) образование и сертификат при осуществлении медицинской деятельности, является лицензионным требованием, нарушение которого относится к грубым и может повлечь аннулирование лицензии.

Поскольку в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в Положении о лицензировании медицинской деятельности, а также в Квалификационных требованиях не содержатся требования о тематических усовершенствованиях, то наличие п.4 Приложения №1 и Приложение № 2 к Порядку приведет к коллизии права (коррупциогенные факторы п.3 а, в, г, д, ж, п.4 а, б, в). 

6. Предпоследний и последний абзацы п.6 Приложения №1 к Порядку (требования к организации кабинетов, квалификации медицинского персонала и оснащению кабинетов) – исключить.

Приложение № 3 к Порядку – исключить.

Приложение № 4 к Порядку – переименовать вместо «Стандарт оснащения отделения косметология» назвать «Примерный табель оснащения отделения косметология».

В Положении о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30) отсутствуют лицензионные требования о соблюдение порядков оказания медицинской помощи и стандартов оснащения медицинским оборудованием.

Площади кабинетов устанавливаются Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативами СанПиН 2.1.3.1375-03, принятие таких правил относится к компетенции Главного государственного санитарного врача РФ.

В соответствии с пп. д), е) п. 3 Положения об организации работы по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 11 августа 2008 г. N 410н) Порядок может включать в себя примерный табель оснащения и рекомендуемые штатные нормативы. Данное Положение не предусматривает установление в Порядках квалификационных требований к медицинскому персоналу и площади кабинетов.

Поскольку установление лицензионных требований и условий для осуществления медицинской деятельности, утверждение санитарных норм и правил не относится к полномочиям Минздравсоцразвития РФ, то наличие предпоследнего и последнего абзацев п.6 Приложения №1 к Порядку, Приложения № 3 к Порядку и первоначального названия Приложения № 4 к Порядку приведет к коллизии права (коррупциогенные факторы п.3 а, в, г, д, ж, п.4 а, б, в).

Независимый эксперт, к.э.н.                        ________________ Д.А. Борисов