Эксперты центра подготовили предложения по проекту Правил предоставления платных медицинских услуг

Статья
Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Действующие правила, утвержденные постановлением Правительства N 1006, утрачивают силу 01.09.2021

19 Марта 2021Выделить главное вкл выкл 533

Национальная Ассоциация медицинских организаций обратилась в органы власти в связи с подготовкой Правил предоставления платных медицинских услуг

Исх.№ 12-c/21 от 18 марта 2021 г.

О предоставлении платных медицинских услуг, ID проекта постановления Правительства 02/07/03-21/00113890, размещен http://regulation.gov.ru/projects#npa=113890

В Федеральную антимонопольную службу
Минэкономразвития России
Роспотребназдор России

В проекте постановления Правительства РФ «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (ID проекта: 02/07/03-21/00113890, дата создания: 05 марта 2021 г., размещен на официальном сайте проектов нормативных актов по адресу: http://regulation.gov.ru/projects#npa=113890 , далее — Проект Постановления, Проект Правил):

- выявлены коррупциогенные факторы (в соответствии с пп. «а», «г», «д», «е», «ж», «и» пункта 3 и пп. «а» - «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96).

На основании вышеизложенного:

П Р О С И М :

учесть предложения Ассоциации (прилагаются) при согласовании текста проекта.

Предложения по проекту постановления Правительства РФ

Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее — Проект Постановления, Проект Правил).

ID проекта: 02/07/03-21/00113890

Дата создания: 05 марта 2021 г.

Проект размещен на официальном сайте проектов нормативных актов по адресу: http://regulation.gov.ru/projects#npa=113890

Содержание

1. Наделение Роспотребнадзора и Росздравнадзора дублирующими полномочиями

2. Привлечения соисполнителя к договору оказания платных услуг

3. Доведение до сведения потребителей информации о платных медицинских услугах

4. Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг

5. Выдача медицинских документов, копий, выписок

6. Порядок предоставления платных медицинских услуг

1. Наделение Роспотребнадзора и Росздравнадзора дублирующими полномочиями

Согласно пункта 45 Проекта Правил контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках установленных полномочий.

Вместе с тем, согласно подпункта «в» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положения о лицензировании), утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг является лицензионным требованием, предъявляемым к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности.

Согласно подпункту «а» пункта 2 Положения о лицензировании Росздравнадзор осуществляет лицензионный контроль, включая соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг.

Таким образом, пункт 45 Проекта Правил наделяет Роспотребнадзор и Росздравнадзор дублирующими полномочиями, ведя к тому, что данные органы будут вторгаться в компетенцию друг друга. Подобные нормативные коллизии являются коррупциогенными факторами в соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 3 "Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Методика антикоррупционной экспертизы).

В связи со сказанным предлагаем пункт 45 Проекта Правил исключить или изложить е го в следующей редакции:

«45. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения в рамках установленных полномочий».

 

2. Привлечения соисполнителя к договору оказания платных услуг

Согласно пункта 3 Проекта Правил платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

Из указанной нормы следует, что исполнитель может заключать договор только на те услуги, которые указаны в лицензии. Такой подход подразумевает запрет на привлечение третьих лиц к исполнению договора.

Вместе с тем, согласно подпункта 2 пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — закон N 323-ФЗ) медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

Рассмотрим Приказ Минздравсоцразвития России от 18.04.2012 N 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология"».

Согласно пункту 7 Порядка оказания медицинской помощи по профилю "косметология" в случае выявления врачом-косметологом доброкачественного новообразования кожи и (или) ее придатков, его удаление осуществляется с последующим проведением патоморфологического исследования.

Рассмотрим Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 915н «"Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "онкология"» (далее — приказ N 915н).

Согласно пункта 12 порядка, утвержденного приказом N 915н врач-онколог центра амбулаторной онкологической помощи в течение одного дня с момента установления предварительного диагноза злокачественного новообразования организует взятие биопсийного (операционного) материала, его консервацию в 10%-ном растворе нейтрального формалина, маркировку и направление в патолого-анатомическое бюро (отделение) с приложением направления на прижизненное патолого-анатомическое исследование биопсийного (операционного) материала по форме согласно приложению N 2 к приказу Минздрава России от 24 марта 2016 г. N 179н "О Правилах проведения патолого-анатомических исследований" (далее - Правила проведения патолого-анатомических исследований), а также организует выполнение иных диагностических исследований, необходимых для установления диагноза, включая распространенность онкологического процесса и стадию заболевания.

Таким образом, действующее законодательство, предписывая проведение определенных видов лабораторных исследований в процессе диагностики и лечения, не обязывает медицинскую организацию получать лицензию на работы (услуги) по лабораторной диагностике.

Поскольку необходимость привлечения соисполнителя прямо вытекает из требований нормативных актов, то запрет на привлечение третьих лиц к исполнению договора означает наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям являются коррупциогенными факторами в соответствии с подпунктами «а» и «в» пункта 4 Методики антикоррупционной экспертизы.

Безусловно, учитывая, что медицинская деятельность является лицензируемой, возложение исполнения (пункт 1 статьи 313 Гражданского кодекса РФ, часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ, далее - ГК РФ), то есть привлечение в качестве исполнителя для выполнения своих обязательств перед пациентом какого-либо третьего лица, не имеющего необходимой лицензии, недопустимо.

Вместе с тем, согласно пункта 2 Проекта Правил понятие «исполнитель» применяется в значении, установленном Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».

По общему правилу невозможно привлечение по модели субподряда и иной имеющей лицензию медицинской организации (медицинского работника), поскольку в силу статьи 780 ГК РФ любые услуги должны быть оказаны исполнителем лично, если иное прямо не предусмотрено договором.

В Постановлении ФАС Московского округа от 10.03.2005 по делу N КА-А40/1214-05 указано, что услуги оказывались непосредственно заявителем, однако в случае, если в соответствии с медицинскими показаниями пациента возникала необходимость в осуществлении определенных мер медицинского характера, лицензии на право осуществления которых у заявителя не имеется, последний имел право привлечь медицинскую организацию или учреждения, имеющие соответствующие лицензии, в связи с чем Обществом были заключены соответствующие договоры с ведущими медицинскими учреждениями. Отношения между заявителем и данными медицинскими организациями носили возмездный характер. При этом расчеты за оказанные услуги производились в следующем порядке: медицинское учреждение выставляло счет заявителю без НДС, а заявитель выставлял счет пациенту на ту же сумму без НДС, а затем ту же сумму заявитель перечислял исполнителю медицинских услуг из средств пациента, полученных при заключении договора возмездного оказания услуг по медицинской помощи.

В практике осуществления медицинской деятельности имеют место следующие ситуации:

1) Привлечение соисполнителя для осуществления лабораторных методов исследования, предусмотренных стандартами лечения, в том числе общий анализ крови и мочи, взятие и анализ мазков, морфологическое (гистологическое) исследование препаратов.

2) Организация пункта забора анализов с последующим направлением биологического материала в стороннюю лабораторию.

3) Привлечение специалиста для консультации по договору со сторонней организацией, в том числе с использованием телемедицинских технологий, что предусмотрено порядками и стандартами оказания медицинской помощи.

4) Привлечение соисполнителя для осуществления инструментальных методов лечения, предусмотренных стандартами лечения.

5) Оказание услуг по стоматологии ортопедической с привлечением сторонней зуботехнической лаборатории.

В связи со сказанным предлагаем пункта 3 Проекта Правил дополнить абзацем:

«Возможно привлечение Исполнителем по модели субподряда иной медицинской организации, имеющей лицензию, которая содержит необходимый перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, если это прямо предусмотрено договором.».

 

3. Доведение до сведения потребителей информации о платных медицинских услугах

Согласно подпункта «а» пункта 12 Проекта Правил Исполнитель обязан довести до сведения потребителей перечень платных медицинских услуг (в том числе тех, которые могут быть оказаны исполнителем в рамках экстренной помощи, в связи с внезапно возникшими острыми заболеваниями, состояниями, обострением хронических заболеваний) с указанием цен в рублях.

Согласно пункта 2 статьи 11 закона N 323-ФЗ медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно.

Наличие нормативной коллизии — противоречия между нормами, юридико-лингвистическая неопределенности являются коррупциогенными факторами в соответствии с подпунктами «и» пункта 3 и «в» пункта 4 Методики антикоррупционной экспертизы.

В связи со сказанным предлагаем из подпункта «а» пункта 12 Проекта Правил исключить фразу:

«(в том числе тех, которые могут быть оказаны исполнителем в рамках экстренной помощи, в связи с внезапно возникшими острыми заболеваниями, состояниями, обострением хронических заболеваний)».

Согласно подпункта «б» пункта 12 Проекта Правил Исполнитель обязан довести до сведения потребителей порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой.

Вместе с тем, согласно подпункта 1 пункта 2 статьи 79 закона N 323-ФЗ предоставлять пациентам информацию о порядке, об объеме и условиях оказания медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи обязаны только организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий.

Наличие чрезмерной свободы подзаконного нормотворчества, нормативные коллизии — противоречия между нормами, завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям являются коррупциогенными факторами в соответствии с подпунктами «г», «и» пункта 3 и «а» пункта 4 Методики антикоррупционной экспертизы.

В связи со сказанным предлагаем подпункт «б» пункта 12 Проекта Правил дополнить словами:

«(для организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий)».

Согласно подпункта «г» пункта 12 Проекта Правил Исполнитель обязан довести до сведения потребителей требования, которые должны обеспечивать безопасность оказания услуги для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

Какие конкретно требования безопасности должны быть доведены до потребителей Проекта Правил не раскрывается.

Согласно подпункта «д» пункта 12 Проекта Правил Исполнитель обязан до заключения договора довести до сведения потребителей сроки оказания услуг.

Сроки оказания услуг до проведения осмотра и установления диагноза определить невозможно.

Наличие чрезмерной свободы подзаконного нормотворчества, бланкетных и отсылочных норм, завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям являются коррупциогенными факторами в соответствии с подпунктами «г» пункта 3 и «а» пункта 4 Методики антикоррупционной экспертизы.

В связи со сказанным предлагаем подпункт «г» пункта 12 Проекта Правил исключить.

 

4. Порядок заключения договора и оплаты медицинских услуг

Согласно подпункта «а» пункта 18 Проекта Правил договор об оказании платной медицинской услуги должен содержать номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа.

На практике приложения к лицензии с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, могут занимать несколько листов формата А4.

С 01.01.2021 согласно пункта 2 статьи 3 Федерального закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензия - специальное разрешение, которое подтверждается записью в реестре лицензий.

До 01.01.2021 наличие лицензии подтверждалось документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе.

Данные изменения продиктованы переходом к реестровой модели лицензирования. Сведения о выданных лицензиях с указанием перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, находятся в свободном доступе по адресу https://roszdravnadzor.gov.ru/services/licenses. Таким образом, указание в договоре всего перечня работ (услуг) является избыточным.

Наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление обременительных требований к гражданам и организациям являются коррупциогенными факторами в соответствии с подпунктами «г» пункта 3 и «а» пункта 4 Методики антикоррупционной экспертизы.

В связи со сказанным предлагаем абзац 4 подпункта «а» пункта 18 Проекта Правил изложить в следующей редакции:

«номер лицензии на осуществление медицинской деятельности, дата ее регистрации, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа».

Согласно абзаца 2 пункта 20 Проекта Правил текст договора должен быть напечатан шрифтом, размер (кегль) которого составляет не менее 14 пунктов. Такой размер значительно увеличит объем документации, расходы на бумагу и хранение.

В связи со сказанным предлагаем абзац 2 пункта 20 Проекта Правил исключить.

Согласно пункта 29 Проекта Правил по требованию потребителя (заказчика) исполнитель услуг обязан ознакомить потребителя (заказчика) с порядком перевода потребителя в иное медицинское учреждение.

Порядок перевода потребителя, получающего платные медицинские услуги, в иное медицинское учреждение нормативными актами не установлен.

Наличие чрезмерной свободы подзаконного нормотворчества, бланкетных и отсылочных норм, возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению, завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов являются коррупциогенными факторами в соответствии с подпунктами «г», «и» пункта 3 и «а», «в» пункта 4 Методики антикоррупционной экспертизы.

В связи со сказанным предлагаем пункта 29 Проекта Правил исключить.

 

5. Выдача медицинских документов, копий, выписок

Согласно пункта 27 Проекта Правил исполнителем после исполнения договора об оказании платных медицинских услуг выдаются потребителю (законному представителю потребителя) в течение 10 дней медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях. Указанная информация предоставляется потребителю бесплатно.

Выдача медицинских документов, копий, выписок урегулирована нормативными актами Минздрава, уполномоченного в соответствии с частью 5 статьи 22 закона N 323-ФЗ:

Приказ Минздрава России от 14.09.2020 N 972н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений",

Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 789н "Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них".

Указанными актами предусмотрены различные сроки от 1 до 30 дней для выдачи документов в зависимости от обстоятельств, объемов и характера документов. В любом случае документы выдаются по письменному запросу. Таким образом, законом не предусмотрена обязанность медицинской организации выдавать указанные документы помимо воли пациента (представителя).

Наличие чрезмерной свободы подзаконного нормотворчества, нормативные коллизии — противоречия между нормами, завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям являются коррупциогенными факторами в соответствии с подпунктами «г», «и» пункта 3 и «а» пункта 4 Методики антикоррупционной экспертизы.

Объем документации, расходы на изготовление копий составляют значительные величины и ложатся бременем на исполнителя.

В связи со сказанным предлагаем пункт 27 Проекта Правил изложить в следующей редакции:

«Исполнителем после исполнения договора об оказании платных медицинских услуг по письменному запросу потребителя (законного представителя потребителя) выдаются медицинские документы (копии медицинских документов, выписки из медицинских документов), отражающие состояние его здоровья после получения платных медицинских услуг, включая сведения о результатах обследования, диагнозе, методах лечения, об используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях. Указанная информация предоставляется потребителю бесплатно однократно. За повторное предоставление указанной документации исполнителем может взиматься плата.».

 

6. Порядок предоставления платных медицинских услуг

Согласно пунктов 32 и 34 Проекта Правил исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.

Наличие бланкетных и отсылочных норм, возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению являются коррупциогенными факторами в соответствии с подпунктами «г», «и» пункта 3 Методики антикоррупционной экспертизы.

В связи со сказанным предлагаем пункты 32 и 34 Проекта Правил исключить.

Пункт 39 Проекта Правил дублирует пункт 25 Проекта Правил.

В связи со сказанным предлагаем пункт 25 или 39 Проекта Правил исключить.

 

"Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

3. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления или организации (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.

4. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.