Размещение и предоставление информации медицинской организацией

Статья
Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Методические рекомендации по исполнению законодательства, регулирующего публичное размещение информации, обязательное информирование пациентов, рекламу медицинских услуг. Вывеска, стенд, сайт. Под редакцией к.э.н. Борисова Дмитрия Александровича

02 Марта 2017Выделить главное вкл выкл 3090

Размещение и предоставление информации медицинской организацией. Обзор законодательства, регулирующего публичное размещение информации, обязательное информирование пациентов, рекламу медицинских услуг. Вывеска, стенд, сайт / Под редакцией к.э.н., Д.А. Борисова, М.: Центр стратегических инициатив «Частное здравоохранение», 2017. - 56 с.

Размещение и предоставление информации медицинской организацией

Под редакцией члена Правления Ассоциации к.э.н. Борисова Дмитрия Александровича

Москва 2017 г.

Содержание

1. История преодоления административных барьеров в сфере рекламы медицинских услуг

2. Обязанность медицинской организации по информированию пациентов

2.1. Публичное размещение информации для неограниченного круга лиц (вывеска, стенд, сайт)

2.2. Предоставление информации пациенту по запросу (об организации, враче, лечении)

2.3. Персональное информирование пациента (о предоставлении платных услуг, государственных гарантиях, соблюдении рекомендаций, медицинском вмешательстве)

2.4. Информирование пациента об обработке персональных данных. Непредставление данных пациентом

2.5. Согласие пациента на обработку персональных данных о состоянии здоровья

2.6. Предоставление персональных данных третьим лицам и врачебная тайна

3. Реклама медицинских услуг

3.1. Общие требования к рекламе услуг

3.2. Специальные требования к рекламе медицинских услуг

3.3. Разграничение понятий вывеска и реклама

4. Ответственность медицинской организации за распространение ненадлежащей информации и несвоевременное информирование пациентов

4.1. Гражданская ответственность

4.2. Административная ответственность

4.2.1. Роздравнадзор

4.2.2. Роспотребнадзор

4.2.3. Роскомнадзор

4.2.4. Федеральная антимонопольная служба

4.3. Общественный контроль

5. Содержание информационного ресурса и особенности размещения (использования) информации в сети интернет медицинской организацией

5.1. Технические требования к информационному ресурсу

5.2. Оговорка о публичной оферте и указание срока действия акций

5.3. Указание категории информационной продукции

5.4. Размещение информации о медицинских услугах и формирование прейскуранта

5.5. Предупреждение о приеме по предварительной записи. Содержание раздела «Как к нам пройти»

5.6. Использование сайта для рекламы медицинских услуг в сети интернет

Перечень контрольных вопросов

Список нормативно-правовых актов

1. История преодоления административных барьеров в сфере рекламы медицинских услуг

С 01 января 2014 года вступила редакция части 8 статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» [6] (далее — Закон О рекламе), согласно которой реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях».

В письме от 20.01.2014 №АК/1193/14 ФАС России разъяснила новые требования к рекламе медицинских услуг c 01 января 2014 г.: рекламировать можно только медицинскую организацию без указания на конкретные медицинские услуги.

Эксперты Национальной Ассоциации медицинских организаций неоднократно обращались по данной проблеме к органам власти: Президенту, Министру здравоохранения, руководителю ФАС, депутатам Государственной Думы.

03 июля 2014 года вступили в силу поправки в Закон О рекламе, разрешающие рекламу медицинских услуг. Автор поправок Калашников С.В., Председатель комитета ГД по охране здоровья. В новой редакции закона слова «медицинских услуг, в том числе» исключены.

Список нормативно-правовых актов

1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ

3. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

4. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»

5. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных»

6. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»

7. Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»

8. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

9. Федеральный закон от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

10. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»

11. Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации»

12. Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 N 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности»

13. Приказ Минздрава России от 30.12.2014 N 956н «Об информации, необходимой для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями, и требованиях к содержанию и форме предоставления информации о деятельности медицинских организаций, размещаемой на официальных сайтах Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и медицинских организаций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"».

14. Приказ Минздрава России от 29.06.2016 N 425н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента».

15. Приказ Минздрава России от 15.12.2014 N 834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и порядков по их заполнению»

16. Приказ Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг»

17. Приказ Минздрава России от от 14 мая 2015 г. N 240 «Об утверждении методических рекомендаций по проведению независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями»

18. Постановление правительства Москвы от 25 декабря 2013 года № 902-ПП «О размещении информационных конструкций в городе Москве».

19. Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2013 N 1176-О.

20. Письмо Федеральной антимонопольной службы от 26 декабря 2013 г. N АК/53059/13 «О разграничении понятий вывеска и реклама».