Лицензирование медицинской деятельности: бег с препятствиями для медицинских организаций

Статья

Статья из материалов II-го Национального конгресса частных медицинских организаций, который прошел в Москве 20-21 ноября 2013 г.

08 Июля 2013Выделить главное вкл выкл 4651

О том, что каждая медицинская организация должна иметь лицензию на свою деятельность – вопрос для России в целом решенный. Правда, в большинстве развитых стран лицензию получает и, значит, несет гражданскую ответственность за свою работу каждый врач персонально, но мы при отсутствии страхования профессиональной ответственности врачей, слабой деятельности профессиональных ассоциаций и неразвитых подходах к саморегулированию деятельности медорганизаций до этого, по-видимому, дойдем еще нескоро. Нашим государственным органам проще лицензировать больницы, чем каждого врача в отдельности. Но, как оказалось, даже эта упрощенная система способна породить для желающих получить лицензию организаций неимоверное количество сложностей и превратиться в сплошной бег с препятствиями.

Заметим, что в последние несколько лет в России создана нормативная правовая база для лицензирования различных видов деятельности, в том числе медицинской: принят Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 04.03.2013) "О лицензировании отдельных видов деятельности",  постановлениями Правительства РФ утверждены Положение о лицензировании медицинской деятельности и Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (№291 от 16.04.2012), Типовая форма лицензии (№826 от 06.10.2011), перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности (№957 от 21.11.2011), а также принято необходимое количество соответствующих приказов Минздрава РФ. Все это документы, может быть, не идеальные, но, по мнению экспертов и самих лицензиатов, вполне рабочие.
Однако давно известно, что любое несовершенство законов способно многократно усиливаться их неграмотным исполнением. Напомним, что лицензирование медицинской деятельности и контроль за его осуществлением относится к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.
20 мая 2013 г. Росздравнадзор опубликовал письмо №16и-490/13 с информацией о том, что с 26 мая 2013 г. предоставление и переоформление лицензий на осуществление медицинской деятельности должно проводиться строго в соответствии с утвержденными приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.03.2013 №121н требованиями к организации и выполнению работ (услуг) при оказании медицинской помощи. Суть его заключалась в формальной необходимости изменения формулировки вида деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг. Письмо это выглядело, по меньшей мере, странным. Мало того, что простое переписывание лицензий для 90 тысяч лицензиатов заняло бы не один месяц. Главное в том, что типовая форма лицензии с соответствующими формулировками видов деятельности уже почти два года назад утверждена постановлением Правительства РФ и успешно реализуется, а упомянутый приказ Минздрава, в отличие от постановления Правительства РФ, не является нормативным правовым документом при лицензировании и носит исключительно разъясняющий характер.
Недоуменное возмущение представителей Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения и реакция Федеральной антимонопольной службы заставили Росздравнадзор задуматься над процессом лицензирования. На состоявшемся 27 июня 2013 г. заседании Экспертного совета при ФАС по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении представителем Минздрава в присутствии сотрудника Росздравнадзора было заявлено, что переоформлять лицензии в связи с выходом приказа Минздрава РФ от 11.03.2013 №121н не нужно. Соответствующие разъяснения Минздрав обещал подготовить и опубликовать в ближайшее время.
К сожалению, приведенный пример – далеко не единственный прокол Росздравнадзора при организации лицензирования медицинской деятельности и контроля за ее осуществлением в субъектах РФ. К примеру, по требованию законодательства в организациях, оказывающих медико-социальные услуги (например, в социальных приютах и домах престарелых), а также в организациях, проводящих предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, необходимо получить соответствующую лицензию.
Сегодня едва ли не единственной медицинской услугой в организациях, которые оказывают медико-социальную помощь, является измерение артериального давления старикам, проводимое медицинской сестрой. Однако в сегодняшних условиях для осуществления этой нехитрой процедуры необходимо организовать структурное подразделение иной организации, назначить главного врача с высшим медицинским образованием и сертификатом специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», получить лицензию на сестринское дело и только после этого измерять артериальное давление пожилым людям. Излишне говорить, что иметь в своем штате такое подразделение могут позволить себе далеко не все социальные учреждения.
Аналогичная ситуация обстоит и с предрейсовыми и послерейсовыми медицинскими осмотрами на автопредприятиях, а также с предсменными и послесменными медицинскими осмотрами. Обязанность иметь в штате главного врача с сертификатом по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» в случае оказания медицинских услуг фельдшером или медицинской сестрой является абсурдным, поэтому многие организации работают без оформления лицензии на медицинскую деятельность.
Итак, проблем при лицензировании медицинской деятельности немало. Еще больше их возникает при проведении лицензионного контроля, - практически любой руководитель медицинской организации сталкивался с ними не раз. По сути, преодоление административных барьеров превратилось в новый вид спорта для медицинских организаций, желающих получить лицензию.
Не случайно на упомянутом выше заседании Экспертного совета ФАС было предложено срочно создать рабочую группу из представителей ФАС, Минздрава, Росздравнадзора и Роспотребнадзора для выработки неотложных мер по решению вопросов, связанных с лицензированием. Предполагается, что эта группа начнет свою работу в ближайшие дни.
Формирование здорового общественного мнения, безусловно, вещь полезная, а в сфере охраны здоровья особенно. Голос медицинской общественности должен быть услышан. Поэтому проблемы лицензирования наряду с другими не менее актуальными вопросами станут предметом широкого обсуждения на II Национальном Конгрессе частных медицинских организаций, который пройдет в Москве 20-21 ноября 2013 года.
Информация на сайтах: www.privatmed.ru и www.csi-pm.ru
Генеральный партнер Национального Конгресса ООО "Частная медицина" www.chmed.ru

Пресс-служба II Национального Конгресса частных медицинских организаций.