Государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Статья
Лазарев С.В.

Требования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения невозможно выполнить в силу их несостоятельности и противоречий в них заложенных

15 Мая 2014Выделить главное вкл выкл 3307

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование включает в себя:
- разработку единых требований к проведению научно-исследовательских работ по обоснованию санитарных правил;
- контроль за проведением научно-исследовательских работ по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию;
- разработку проектов санитарных правил, экспертизу, публичное обсуждение, утверждение и опубликование санитарных правил, а также внесение изменений в санитарные правила и признание их утратившими силу;
- контроль за внедрением санитарных правил, изучение и обобщение практики их применения;
- регистрацию и систематизацию санитарных правил, формирование и ведение единой федеральной базы данных в области государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.
Основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания.
Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие:
- гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;
- оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;
- максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.
Госкомсанэпиднадзором РФ 9 апреля 1993 года был утвержден Классификатор санитарно-гигиенических и эпидемиологических нормативных и методических документов, в соответствии с которым нормативными актами санитарного законодательства являются:
Санитарные правила (СП);
Санитарные нормы (СН);
Гигиенические нормативы (ГН);
Санитарные правила и нормы (СанПиН).
К методическим документам в системе санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования относятся:
Руководство (Р) - свод обязательных к исполнению распорядительных и методических документов по вопросам организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора, санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования, выполнения требований санитарного законодательства Российской Федерации;
Методические указания (МУ) - документы, устанавливающие обязательные к исполнению требования по организации и проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора, регламентации деятельности в системе санитарно-гигиенического и эпидемиологического нормирования;
Методические указания по методам контроля (МУК) - документы, содержащие обязательные для исполнения требования к методам контроля и методикам качественного и количественного определения химических, биологических и физических факторов среды обитания человека, которые оказывают или могут оказывать опасное и вредное влияние на здоровье человека.

Разработка санитарных правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека в порядке, установленном положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании.
(см. текст в предыдущей редакции)

Разработка санитарных правил должна предусматривать:
- проведение комплексных исследований по выявлению и оценке воздействия факторов среды обитания на здоровье населения;
- определение санитарно-эпидемиологических требований предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения;
- установление критериев безопасности и (или) безвредности, гигиенических и иных нормативов факторов среды обитания;
- анализ международного опыта в области санитарно-эпидемиологического нормирования;
- установление оснований для пересмотра гигиенических и иных нормативов;
- прогнозирование социальных и экономических последствий применения санитарных правил;

- обоснование сроков и условий введения санитарных правил в действие.
Разработку и утверждение государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее Роспотребнадзор).
Санитарные правила, утвержденные Роспотребнадзором, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти государственного учреждения - издательства "Юридическая литература" Администрации Президента Российской Федерации, который издается еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием "Научно-технический центр правовой информации "Система" Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также федеральными органами государственной охраны.
Приказы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации подлежат опубликованию в журнале «Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора» или газете «Медицинская газета», которые являются источниками официального опубликования, одновременно размещаются на официальном Интернет-сайте Роспотребнадзора.
Постановлением Госкомсанэпиднадзора от 20 мая 1996 г. N 9-П установлено, что официально изданные в установленном порядке санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, требования которых обязаны выполнять юридические лица, физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, должностные лица и граждане, а также изменения и дополнения к ним должны иметься в наличии на каждом предприятии, в организации и учреждении независимо от их организационно - правовой формы.
Медицинские организации в своей деятельности руководствуются большим количеством нормативных документов, изданных и утвержденных Роспотребнадзором. Базовым документом, несомненно, является СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58.
Составленный в 2010 году, СанПиН 2.1.3.2630-10 объединил положения, содержавшиеся в предыдущих правилах и нормах, а именно:
- СанПиН 2.1.3.1375-03 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.06.2003 N 124 (зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2003, регистрационный N 4709);
- СанПиН 2.1.3.2195-07, изменение N 1 к СанПиН 2.1.3.1375-03, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.04.2007 N 19 (зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2007, регистрационный N 9597);
- СанПиН 2.1.3.2524-09 "Санитарно-гигиенические требования к стоматологическим медицинским организациям", изменение N 2 к СанПиН 2.1.3.1375-03, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2009 N 48 (зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2009, регистрационный N 14581);
- СанПиН 3.5.2528-09 "Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в лечебно-профилактических организациях", дополнение N 2 к СанПиН 2.1.3.1375-03, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06.08.2009 N 51 (зарегистрировано в Минюсте России 26.08.2009, регистрационный N 14624);
- СП 3.1.2485-09 "Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля лечебных организаций", дополнение N 1 к СанПиН 2.1.3.1375-03, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.02.2009 N 9 (зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2009, регистрационный N 13548);

Однако при этом не были устранены многие противоречия, содержавшиеся в этих документах, имеющие избыточный характер, не соответствующие действующему законодательству и препятствующие нормальному осуществлению медицинской деятельности.
Так, например, Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании» исключено из Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» положение, что предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам (ч.3 ст.12).
Однако в пункте 2.1 СанПиН 2.1.3.2630-10 установлено, что отвод земельного участка подлежит согласованию с органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, с оформлением санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии участка санитарным правилам и нормативам.
Пункт 2.3. предусматривает - на участке лечебно-профилактической организации (далее ЛПО) не должны располагаться здания организаций, функционально не связанных с ней. На территории ЛПО или в непосредственной близости от нее целесообразно предусматривать гостиницы или пансионаты для проживания пациентов, прибывших на амбулаторное обследование, и/или сопровождающих лиц.
Проблема в том, что понятие «функционально не связанных» очень широко может трактоваться чиновниками Роспотребнадзора. Вопросы так называемой «функциональности» и «целесообразности» являются компетенцией хозяйствующего субъекта, но никак не требованиями санитарных правил. Здания других организаций просто в силу законодательства не могут размещаться на участке государственных больниц и поликлиник, которым земля передана в бессрочное пользование, а не в силу санитарных правил.
Особое внимание уделяется размещению ЛПО в жилых и общественных зданиях.
Во-первых, не допускается размещение в жилых и общественных зданиях ЛПО, оказывающих помощь инфекционным (в том числе туберкулезным) больным. Это фактически означает запрет на все виды медицинской помощи, так как любой врач на приеме сталкивается с проявлениями тех или иных инфекционных заболеваний. Терапевт с воздушно-капельной и кишечной инфекцией, акушер-гинеколог со всеми инфекциями мочеполовой сферы, хирург с гнойной инфекцией и т.д. и т.п. Гепатит В и С также является инфекционным заболеванием.
Однако, при этом в жилых и общественных зданиях разрешено вести амбулаторно-консультативный прием врачу-дерматовенерологу. Исходя из логики санитарных правил, данному врачу разрешено обнаруживать венерические заболевания, но запрещается их лечить.
Во-вторых, не допускается размещение в жилых и общественных зданиях ЛПО для оказания помощи лицам, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью.
В-третьих, в жилых зданиях и во встроенно-пристроенных к ним помещениях не допускается размещать микробиологические лаборатории (отделения), отделения магнитно-резонансной томографии.
Особо хочется подчеркнуть, что размещение отделений магнитно-резонансной томографии в настоящее время ничем не регламентируется, кроме информационно-методического письма Управления Роспотребнадзора по г. Москве от 01.08.2007 N 9-05/122-486 «Санитарно-гигиенические требования к магнитно-резонансным томографам и организации работы», в котором предусмотрено размещение данных отделений на первом этаже изолированного отсека действующего лечебно-профилактического корпуса или в пристройке к нему, либо в изолированном специально для этого подразделения возведенном здании. Этим письмом предусмотрено, также размещение МРТ в составе рентгенодиагностического отделения, хотя какое отношение к этому отделению имеет аппарат, не излучающий рентген, письмо не объясняет.
В то же время Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденные постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 г. N 64 «Об утверждении СанПиН 2.1.2.2645-10» предсмаривают в пункте 3.2. - в жилых зданиях допускается размещение помещений общественного назначения, инженерного оборудования и коммуникаций при условии соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям.
Для осуществления медицинской деятельности организация получает в Роспотребнадзоре санитарно-эпидемиологическое заключение на кабинет МРТ, которое свидетельствует об отсутствии вредного влияния данных аппаратов за пределами кабинетов. Следовательно, наличие санитарно-эпидемиологического заключения свидетельствует об отсутствии вредного влияния на помещения, расположенные за стенами этих кабинетов. В таком случае неважно, какое помещение рядом – жилое или нежилое, и, следовательно, запрет на размещение в жилых зданиях и во встроенно-пристроенных к ним помещениях отделений магнитно-резонансной томографии не обоснован ничем.
Пункт 3.1. устанавливает, что архитектурно-планировочные и конструктивные решения зданий и помещений для медицинской деятельности должны обеспечивать оптимальные условия для осуществления лечебно-диагностического процесса, соблюдения санитарно-противоэпидемического режима и труда медицинского персонала. При этом высота помещений допускается не менее 2,6 м.
В СНиПе 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», действовавшем на момент написания СанПиН 2.1.3.2630-10, предусмотрено, что высота помещений в чистоте (от пола до потолка) принимается для общественных зданий, как правило, не менее 3 м. Актуализированная версия СНиПа 31-06-2009 - Свод правил СП 118.13330.2012 предусматривает данное требование только для вновь проектируемых общественных зданий.
Откуда взялась цифра в СанПиНе 2.1.3.2630-10 именно 2,6 метра, остается загадкой. Однако, учитывая, что основная часть помещений, арендуемых частными медицинскими организациями для осуществления медицинской деятельности, имеет, как правило, высоту всего 2,5 метра, данное положение санитарных правил является серьезным барьером для предпринимателей.
Попытки возложить на медицинскую организацию ответственность за все, происходящее в стране, проявляется в требовании 5.1. – «все вновь строящиеся, реконструируемые и действующие лечебные учреждения должны быть оборудованы водопроводом, канализацией, централизованным горячим водоснабжением. Качество воды для хозяйственно-питьевого назначения должно соответствовать требованиям санитарных правил».
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 26 сентября 2001 г. N 24, ответственность за качество питьевой воды возложено на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию системы водоснабжения, а контроль – на Роспотребнадзор. Лечебные учреждения, как потребители питьевой воды, никак не могут повлиять на её качество и устанавливаемое санитарными правилами требование, кроме декларации, не несет никакой смысловой нагрузки.
Следующий пункт прямо противоречит документам, принятым самим же Роспотребнадзором. Пункт 11.23. - в организации, осуществляющей медицинскую деятельность не должно быть синантропных членистоногих, крыс и мышевидных грызунов. Проведение дезинсекции и дератизации должно осуществляться в соответствии с санитарными правилами специализированными организациями.
На самом деле вовсе необязательно привлекать специализированные организации.
СанПиН 3.5.2.1376-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 г. N 126 предусматривает в пункте 5.3, что обследования, а также выполнение дезинсекционных мероприятий осуществляются специально выделенным работником объекта либо организацией, осуществляющей деятельность по проведению дезинсекции.
Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.3.1129-02 «3.5.3. Дератизация Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 12 июля 2002 г. предусматривают в пункте 2.5, что администрация объектов, владельцы и арендаторы строений, помещений, транспорта проводят дератизацию своими силами при наличии соответствующих условий или силами специализированных организаций.
Незнание действующих нормативных документов проявляется и в другом пункте, а именно пункте 15.15. - медицинский персонал должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками, сменной обувью в соответствии с табелем оснащения, но не менее 3 комплектов спецодежды на одного работающего.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ письмом от 14 апреля 2011 г. N 1749-12 «О применении приказа Министерства здравоохранения СССР от 29 января 1988 г. N 65» разъяснило, что в приложении N 2 «Нормы бесплатной выдачи санитарно-гигиенической одежды, санитарной обуви и санитарных принадлежностей работникам учреждений, предприятий и организаций здравоохранения» к приказу МЗ СССР N 65 указано, что санитарно-гигиеническая одежда, санитарная обувь и санитарные принадлежности выдаются рабочим и служащим на время работы дополнительно к спецодежде, спецобуви и другим средствам индивидуальной защиты, предусмотренным в приложении N 1 к приказу N 65. В настоящее время санитарно-гигиеническая одежда, санитарная обувь и санитарные принадлежности выдаются соответствующим категориям работников медицинских организаций дополнительно к средствам индивидуальной защиты, выдача которых предусмотрена постановлением Минтруда России от 29 декабря 1997 г. N 68 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты».
Таким образом, с принятием постановления N 68 приложение N 2 к приказу N 65 не утратило силу и продолжает применяться.
Приложением №1 приказа Минздрава СССР от 29 января 1988 г. N 65 «О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви» для медицинского персонала установлено не 3, а 4 комплекта спецодежда на одного работающего.
На практике инспекция по труду требует четыре комплекта спецодежды, а Роспотребнадзор – три, и у каждого своя правда.
Несоответствие в нормативных документах Роспотребнадзора проявляется в вопросе экстренной профилактики ВИЧ-инфекции.
СанПиН 2.1.3.2630-10 в приложении 12 требует при попадании крови на слизистые оболочки глаз, сразу же промывать их водой или 1-процентным раствором борной кислоты; при попадании на слизистую оболочку носа - обрабатывать 1-процентным раствором протаргола; на слизистую оболочку рта - полоскать 70-процентным раствором спирта или 0,05-процентным раствором марганцево-кислого калия или 1-процентным раствором борной кислоты. Слизистые оболочки носа, губ, конъюнктивы необходимо обрабатывать также раствором марганцево-кислого калия в разведении 1:10 000 (раствор готовится ex tempore).
В то же время Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.5.2826-10 «Профилактика ВИЧ-инфекции», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 11 января 2011 г. N 1, не предусматривают при аварийной ситуации применение марганцево-кислого калия, 1-процентного раствора протаргола и 1-процентного раствора борной кислоты. В то же время ранку необходимо смазать 5%-м спиртовым раствором йода.
В данном случае вопрос даже не в том, какой состав аптечки анти-ВИЧ необходимо иметь, а в том, какой способ экстренной профилактики ВИЧ-инфекции эффективен. Чем обусловлено такое кардинальное различие в двух нормативных документах, принятых с разницей в один год? Имеется ли научное обоснование принимаемых нормативов?
Следующее несоответствие требованиям нормативных документов установлено в пункте 1.9 главы III «Профилактика внутрибольничных инфекций в стационарах (отделениях) хирургического профиля» и в пункте 1.7 главы IV «Профилактика внутрибольничных инфекций в акушерских стационарах (отделениях)», предписывающих порядок прохождения медицинскими работниками предварительного медицинского осмотра при поступлении на работу в стационары (отделения) хирургического профиля.
Во-первых, Роспотребнадзор не имеет полномочий по установлению порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров. В соответствии с постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» Минздрав РФ самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты:
5.2.53. порядок проведения предварительного и периодического медицинских осмотров, порядок проведения профилактического медицинского осмотра;

5.2.55. порядок проведения обязательных медицинских осмотров, учета, ведения отчетности и выдачи работникам личных медицинских книжек;
5.2.56. перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (совместно с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации).
Обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений, а также родильных домов (отделений), детских больниц (отделений), детских поликлиник, отделений патологии новорожденных, недоношенных проводятся в соответствии с требованиями приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Результаты медицинских осмотров вносятся в личную медицинскую книжку. В то же время приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20 мая 2005 г. N 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте» ведение личных медицинских книжек в медицинских организациях не предусмотрено.
Несоответствия и противоречия в СанПиНе 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» бесконечны, но даже рассмотрение части вопросов этого документа, регулирующего деятельность медицинских организаций, показывает несовершенство санитарно-эпидемиологического нормирования, осуществляемого Роспотребнадзором.
В соответствии с Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» Роспотребнадзор осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
Штрафы, которые при этом накладывают чиновники Роспотребнадзора на добросовестных исполнителей обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, которые невозможно выполнить в силу их несостоятельности и противоречий в них заложенных, в полной мере оправдывают существование этих чиновников перед государством, так как они приносят свой доход в казну нашей страны.