Росздравнадзор: все лицензии на медицинскую деятельность в России недействительны

Статья

О возникших проблемах в лицензировании медицинской деятельности в связи с выходом письма Росздравнадзора от 20 мая 2013 г. N 16и-490/13

06 Июня 2013Выделить главное вкл выкл 2420

О возникших проблемах в лицензировании медицинской деятельности в связи с выходом письма Росздравнадзора от 20 мая 2013 г. N 16и-490/13

Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) опубликовала письмо от 20 мая 2013 г. N 16и-490/13, в котором доводит до сведения лицензирующих органов, что с 26 мая 2013 г. предоставление и переоформление лицензий на осуществление медицинской деятельности должно осуществляться строго в соответствии с утвержденными Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н требованиями к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Подобное предписание со стороны Росздравнадзора лицензирующим органам не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере лицензирования.

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяет, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (ст.3).

При этом утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования относится к полномочиям Правительства Российской Федерации (ст.5).

В соответствии с Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» принято постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвердившее Положение о лицензировании медицинской деятельности и Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

В соответствии с Законом о лицензировании для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, которое подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом либо индивидуальным предпринимателем и в котором указываются лицензируемый вид деятельности, который соискатель лицензии намерен осуществлять, с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (ст.13). И ничего не говорится о требованиях к организации и порядку выполнения работ (услуг).

В письме Росздравнадзора правильно указывается, что «согласно части 9 статьи 18 Закона при намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются».

Исходя из вышесказанного, законодательство о лицензировании не предусматривают применение в процессе лицензирования (при получении и переоформлении лицензии) нормативных актов, устанавливающих требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Данное требование содержится в подзаконном акте - постановлении Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291, в статье 3 которого определено:

медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Понятно, что организация и выполнение работ и услуг возможно только при наличии лицензии (не имея лицензии, медицинская организация не имеет права выполнять услуги). Следовательно, данное положение постановления Правительства не имеет отношения к процессу лицензирования (предоставление и переоформление лицензий на осуществление медицинской деятельности), а относится к процессу деятельности медицинской организации в рамках выданной лицензии.

По имеющейся информации, Росздравнадзор настаивает на переоформлении всех существующих лицензий в соответствии с приказом Минздрава от 11.03.2013 N 121н, считая их несоответствующими новым установленным требованиям.

По данным реестра лицензий Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения 90 тыс. лицензиатов осуществляют медицинскую деятельность. Простое переписывание всех лицензий займет не один месяц. А в случае соблюдения мнения Росздравнадзора необходимо будет переоформлять и санитарно-эпидемиологическое заключение, на которое уйдет 60 дней. Плюс к этому срок переоформления лицензии в 30 дней. Получается, что все медицинские организации должны приостановить свою деятельность на 90 дней, а это полная парализация медицинской деятельности в России.

Таким образом, правовая безграмотность Федерального Росздравнадзора, направлена на развал здравоохранения, а не соблюдение законодательства в сфере оказания медицинских услуг и тем более не имеет никакого отношения к защите интересов и безопасности пациентов.

С 2000 года порядок лицензирования пересматривался полностью или частично 6 раз. И только сегодняшний состав Росздравнадзора принял решение перелицензировать заново все здравоохранение России.

Если лицензию на медицинскую деятельность может аннулировать только суд, то в данном случае Росздравнадзор оказался выше судебной власти России, фактически заставляя получать лицензию заново.

К тому же трактовать законодательство Росздравнадзор не имеет права и налицо превышение полномочий.

Начавшиеся позитивные изменения в лицензировании перечеркнуты росчерком пера руководителя Росздравнадзора, принявшего собственное решение, которое становится выше Федерального Закона и постановления Правительства РФ.

Председатель Правления НП "Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения" Мисюлин С.С.

Член Правления и эксперт по вопросам надзора и контроля в здравоохранении НП "Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения" Лазарев С.В.

О возникших проблемах в лицензировании медицинской деятельности в связи с выходом письма Росздравнадзора от 20 мая 2013 г. N 16и-490/13 (.doc, 24Кб)