Концепция организации саморегулирования по предпринимательскому типу в здравоохранении

Статья
Дубонос П.В., Мисюлин С.С., Лазарев С.В. и Борисов Д.А.

Создание саморегулируемых организаций в здравоохранении повышает ответственность исполнителя за оказание услуг надлежащего качества путем создания эффективной системы контроля менеджмента качества

16 Сентября 2011Выделить главное вкл выкл 2184

Концепция организации саморегулирования по предпринимательскому типу в здравоохранении

               

С.В. Лазарев П.В.Дубонос С.С. Мисюлин Д.А. Борисов

Резюме: Создание саморегулируемых организаций в здравоохранении обеспечивает дополнительную защиту прав пациентов через страхование деятельности медицинской организации. При этом повышается ответственность исполнителя за оказание услуг надлежащего качества путем создания эффективной системы контроля менеджмента качества.

Creation of the self-adjustable organizations in public health services provides additional protection of the rights of patients through insurance of activity of the medical organization. Responsibility of the executor for rendering of services of appropriate quality by creation of the effective monitoring system of quality management thus raises.

Ключевые слова: саморегулирование, стандарты саморегулирования, менеджмент качества, права пациента.

Self-regulation, self-regulation standards, quality management, the rights of the patient.

С.В.Лазарев, вице-президент Некоммерческого партнерства «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», к.м.н., selasik@mail.ru;

П.В.Дубонос, Директор экспертного департамента Фонда Рыночных Исследований, 7738985@mail.ru

С.С.Мисюлин, председатель Правления Некоммерческого партнерства «Национальный Союз Региональных Объединений частной системы здравоохранения», к.м.н., privatmed@mail.ru

Д.А.Борисов, генеральный директор ООО «Компания Реднор», вице-президент Некоммерческого партнерства «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник», к.э.н., privatmed@mail.ru

"Чтобы создать результативную организацию, нужно заменить власть ответственностью."
Питер Друкер

I. ОПИСАНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИТУАЦИИ

Положениями Конституции Российской Федерации закреплено разделение здравоохранения на три системы – государственную, муниципальную и частную. Однако в настоящее время планомерно развиваются только первые две системы, а третья – частная — развивается стихийно.

В первую очередь это выражается в том, что нормативное регулирование здравоохранения в России в большей степени касается деятельности государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений и в большинстве случаев не применима к рынку частной медицины.

Необходимо отметить, что развитие платных медицинских услуг в государственных учреждениях, не имеющих ничего общего с предпринимательством, не способствует формированию в России цивилизованного рынка медицинских услуг, который в настоящее время находится в стадии своего активного формирования и развития.

В тоже время, с каждым годом в России открывается все большее количество частных клиник, оказывающих услуги в различных областях медицины, существующие медицинские центры расширяют спектр предоставляемых услуг. При этом развитие частой медицины происходит в отсутствии четкой государственной политики, направленной на ее поддержку, более того государство постоянно меняет правила как вхождения предпринимателей на рынок медицинских услуг, так и осуществления деятельности на нём.

Следует особо отметить тот факт, что государство, лицензируя медицинскую деятельность и осуществляя лицензионный контроль, не несёт ответственности за участников рынка медицинских услуг. Государство, выдавая врачу документы о медицинском образовании, также не несёт ответственности за его квалификацию и последствия его деятельности. Также государство в настоящее время не контролирует вопросы управления качеством при оказании медицинской услуги.

Несмотря на то, что лицензирование в сфере здравоохранения существует, оно не исключает нахождение на рынке недобросовестных игроков. Наличие врачебных ошибок, недостаточная компетентность отдельных врачей, непрофессионализм менеджмента, коррупция – всё это составляет угрозу жизни и здоровью граждан, т.е. обществу в целом.

В России не сформировано профессиональное врачебное сообщество, способное нести ответственность за квалификацию и действия врачей. Ответственность за оказание медицинских услуг в условиях действующего законодательства несёт юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Несовершенство законодательства используется чиновниками при проведении государственного надзора и контроля, в ходе которого они применяют нормативно-правовые требования, предназначенные для исполнения в государственных учреждениях к частным организациям, при этом вместо надзора за исполнением законодательства в области здравоохранения чиновниками используется в большей степени контроль за хозяйственной деятельностью субъектов частной системы здравоохранения.

Следствием сложившейся ситуации является то, что российское общество утрачивает доверие к системе здравоохранения.

Основное отличие частной системы здравоохранения в том, что она способна быстро вводить новшества в лечебный процесс и динамично реагировать на научно-технический прогресс. Однако, отсутствие государственной стратегии развития частной системы здравоохранения и должного нормативного правового регулирования зачастую препятствует развитию инновационных направлений в медицине.

Как правило, пациент не может оценить реальное качество медицинских услуг. Информированность потребителей о результатах деятельности частных клиник в целом очень низкая. Первичный выбор пациентом частной клиники в основном не зависит от профессионализма сотрудников или качества предоставляемых услуг, а определяются преимущественно маркетинговыми и рекламными усилиями руководства.

Отсутствие реальной имущественной ответственности позволяет недобросовестным предпринимателям пренебрегать качеством медицинской услуги в погоне за быстрой выгодой, что создает угрозу безопасности третьих лиц и общества в целом. Государство, декларируя контроль качества в здравоохранении, не предлагает систему контроля.

Регулирование медицинской деятельности в РФ осуществляется исключительно через систему административного управления. Вместе с тем опыт стран, достигших высоких показателей здоровья населения, свидетельствует, что в условиях рыночной экономики создать эффективную систему здравоохранения без введения саморегулирования, а только за счет совершенствования системы административного управления отраслью невозможно.

Учитывая вышеизложенное и осознавая свою публичную миссию, предпринимательское сообщество заинтересовано в кардинальном изменении сложившейся ситуации, которое должно быть выражено в формировании новых институтов, в первую очередь направленных на защиту общественных интересов и интересов пациента и создают основу для развития современного и цивилизованного рынка частных медицинских услуг.

II. ИНИЦИАТИВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО СООБЩЕСТВА

Признавая необходимость развития медицинского бизнеса в условиях цивилизованного рынка медицинских услуг с понятными правилами и действиями со стороны государства, снижения уровня административных барьеров, а также модернизации системы контроля инициативной группой было принято решение о формировании в регионах некоммерческих партнёрств предпринимателей для получения в дальнейшем статуса саморегулируемых организаций в сфере здравоохранения.

Для методической помощи и координации работы по дальнейшему развитию предпринимательских сообществ в регионах было создано НП «Национальный Союз Региональных Объединений частной системы здравоохранения», объединяющее в настоящее время 14 некоммерческих партнёрств предпринимателей. Основной целью Национального союза является содействие развитию саморегулируемых организаций частной системы здравоохранения, в том числе за счет удовлетворения потребности членов саморегулируемых организаций в консультативных, юридических, информационных услугах;

Для решения задачи развития саморегулирования в здравоохранении необходимо создать:

1. Стандарты предпринимательской деятельности, учитывающие аспекты профессиональной состоятельности, доступа к медицинской помощи, преемственности медицинской помощи, профессиональной оценки медицинской помощи, медицинской коллегиальности.

Национальным объединением саморегулируемых организаций в здравоохранении разрабатываются федеральные стандарты, при этом саморегулируемая организация может разрабатывать дополнительные стандарты.

Стандарты деятельности являются единым документом, изменения и дополнения к которому принимаются в соответствии с Законом «О саморегулируемых организациях».

2. Систему контроля за соблюдением принятых стандартов.

3. Систему механизмов ответственности за нарушение принятых стандартов.

Стандарты предпринимательской деятельности создаются по следующим направлениям:

1. Стандарт предпринимательской деятельности в здравоохранении. Разделы стандарты:

- общая часть, определяющая предмет и условия осуществления регулируемой деятельности;

- сфера применения стандарта саморегулируемой организации;

- определение регулируемого вида предпринимательской деятельности;

- характерные признаки и границы предпринимательской деятельности в здравоохранении.

Общие требования к предпринимательской деятельности в здравоохранении содержат нормы, обязательные и рекомендательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Специальные требования к предпринимательской деятельности в здравоохранении содержат нормы, обязательные и рекомендательные для исполнения членами саморегулируемой организации, осуществляющими деятельность с учетом специализации и особенностей медицинской деятельности, определенных стандартами деятельности.

Одной из составных частей стандарта предпринимательской деятельности может быть определён стандарт менеджмента качества, включающий требования к структуре медицинской организации, процессу и результату предоставления медицинской услуги.

При этом:

требования структурного компонента включают:

- использование помещений, оборудованных в соответствии с Санитарными правилами и нормами;

- использование сертифицированного медицинского оборудования;

- использование сертифицированных лекарственных средств и расходного имущества;

- допуск к работе квалифицированного персонала (создание квалификационной карты врача, организация непрерывного профессионального обучения);

требования процессного компонента включают:

- применение безопасных для пациента медицинских технологий и лекарственных средств;

- преемственность процесса оказания медицинской услуги;

требования результативного компонента включают:

- удовлетворенность пациента от взаимодействия с медицинской организацией (анкетирование пациентов, отсутствие жалоб).

2. Стандарт (Кодекс) профессиональной этики врача частной медицинской организации.

3. Стандарт (Кодекс) профессиональной этики среднего медицинского персонала частной медицинской организации.

4. Стандарт информационно - коммуникационного обеспечения медицинской услуги:

- сохранение врачебной тайны;

- порядок предоставления информации третьим лицам;

- создание системы защиты персональных данных;

- соблюдение достоверности рекламы;

- соблюдение полноты доведения пациенту информации о медицинском персонале и его квалификации.

5.Стандарт договорных отношений при оказании медицинской услуги:

- оказание медицинской услуги оформляется договором в письменной форме и информированным согласием на медицинское вмешательство.

III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ ВВЕДЕНИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ ТИПУ

1. Создание эффективной внутренней системы контроля менеджмента качества и соблюдения норм и правил медицинской деятельности за счет использования механизма рыночного саморегулирования;

2. Создание дополнительной защиты прав пациентов через страхование деятельности медицинской организации.

3. Вытеснение с рынка неэффективных и недобросовестных производителей медицинских услуг, закрепление добросовестной практики хозяйственной деятельности;

4. Повышение ответственности медицинских организаций - членов СРО перед потребителями медицинских услуг;

5. Создание альтернативных механизмов разрешения споров, организаций – членов СРО и потребителей, а также членов СРО и государства;

6. Снижение уровня административных барьеров для хозяйствующих субъектов;

7. Защита прав и интересов членов СРО от незаконных действий органов государственной власти, замена индивидуального противостояния предпринимателей и государства системой общественных сдержек и противовесов;

8. Создание института системного оппонирования государственному регулятору и обеспечение механизма реальной, прежде всего имущественной, ответственности.

9. Сохранение за государственными органами всех основных контрольных функций и «возможность в любой момент вмешаться в процесс», взаимодействуя при этом не с огромным числом участников экономической деятельности, а с конкретными объединениями бизнеса.

IV. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ ПО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМУ ТИПУ

1. Формирование институтов защиты прав пациента.

Права пациента определены в статье 30 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-I». Стандарты предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации создаются с целью соблюдения прав пациента при оказании медицинской услуги. Контроль за выполнением принятых стандартов обеспечивает в полной мере защиту прав пациентов.

Кроме того саморегулирование в дополнение к государственным институтам защиты прав пациентов (советы при министерстве, органах надзора, и др.), формирует дополнительно негосударственные органы:

- третейский суд;

- комиссия по защите пациентов от врачебных ошибок;

- комиссия по этике;

- комиссия по информационной безопасности;

Саморегулируемые организации в здравоохранении заинтересованы во вскрытии врачебных ошибок, так как прибыльность бизнеса во многом зависит от степени доверия пациента и безопасности медицинской услуги.

Деятельность СРО по развитию системы безопасности пациентов, защиты от врачебных ошибок в будущем позволит создать негосударственный национальный орган, функцией которого будет сбор и анализ информации о неблагоприятных последствиях медицинских вмешательств, исследование и анализ медицинских ошибок, распространение собранной информации в медицинских и страховых организациях для снижения риска медицинской помощи в стране.

2. Формирование институтов благоприятной среды в частной медицине.

Основным условием роста предпринимательской активности в частной медицине является построение сильных рыночных институтов, формирующих благоприятную среду для развития медицинского бизнеса.

Саморегулирование позволяет формировать внутри организации инфраструктуру предпринимательства, создающую стимулирующие условия для развития частных медицинских организаций. Создание в СРО так называемых «сервисных» центров, которые обеспечивают функционирование рынка и предоставляют предпринимателям необходимые деловые услуги (образовательные, юридические, маркетинговые, рекламные, бухгалтерские, аудиторские, консалтинговые и т.д.), способствует не только развитию организаций, но и повышению качества предоставляемых услуг.

Создание эффективной системы защиты интересов предпринимателей - членов СРО, деятельность по ликвидации противоречий нормативно-правового обеспечения предпринимательской деятельности, снижению административных барьеров также способствует формированию благоприятной предпринимательской среды.

3. Формирование открытых информационных систем медицинских услуг надлежащего качества.

Открытая информационная политика, раскрытие существенной и значимой информации в доступной и понятной форме – один из принципов корпоративного поведения и показателей надежности частной медицинской организации.

СРО формирует и предоставляет в публичный доступ информацию о реестре врачей, их образовании, квалификации. Кроме того пациенту становится доступна информация не только об услугах, оказываемых в организациях, членах СРО, но и об условиях их предоставления, безопасности и эффективности, что даёт ему возможность добровольного выбора поставщика услуг.

4. Формирование систем обеспечения материальной ответственности за предоставление медицинской услуги ненадлежащего качества.

Основным принципом саморегулирования является принцип материальной ответственности предпринимательского сообщества перед потребителями услуг и иными лицами. Федеральным законом о саморегулировании предусмотрено два способа обеспечения ответственности: создание системы личного и (или) коллективного страхования и формирование компенсационного фонда.

Эти меры позволят потребителям услуг сохранить уверенность в том, что в случае нанесения им ущерба последний будет полностью покрыт за счет страховки и средств компенсационного фонда СРО.

5. Формирование публичной системы, обеспечивающей применение мер дисциплинарной ответственности.

В СРО формируется система наказания за недобросовестную деятельность.

Специализированным коллегиальным органом саморегулируемой организации по рассмотрению дел о применении в отношении членов саморегулируемой организации мер дисциплинарного воздействия является дисциплинарный комитет СРО.

Дисциплинарный комитет имеет право на применение мер дисциплинарного воздействия в отношении членов саморегулируемой организации, не соблюдающих требования стандартов и правил саморегулирования.

По представлению комитета организация может быть исключена из членов СРО.

Информация о деятельности дисциплинарного комитета публикуется в открытых информационных системах;

- информацию о жалобах;

- информацию по делам о нарушениях;

- информацию, переданную структурным подразделением по контролю СРО о наличии или отсутствии нарушений в деятельности членов СРО, а также о результатах проведенных проверок исполнения решений Дисциплинарного комитета СРО, в том числе, проверок исполнения указанных решений;

- информацию обо всех принятых Дисциплинарным комитетом СРО НКСО решениях по результатам рассмотрения жалоб и дел о нарушениях;

- информацию о результатах рассмотрения рекомендаций об исключении из членов СРО.

6. В дальнейшем предлагается создание системы сертификации организаций, членов СРО, на соответствие международным стандартам менеджмента качества, что со временем должно привести к замене лицензирования медицинской деятельности медицинских организаций, членов СРО на сертификацию.

Лицензирование медицинской деятельности устанавливает минимальные стандартные требования к организации, осуществляющей оказание медицинских услуг. Соответствие минимальным требованиям не может служить гарантией того, что в данной организации оказываются качественные медицинские услуги.

Учитывая недостатки системы лицензирования и ответственность СРО перед пациентом за результаты оказания медицинских услуг, предлагается создание системы сертификации организаций на соответствие международным стандартам менеджмента качества.

Сертификация менеджмента качества служит подтверждением того, что в медицинской организации внедрена система управлением качеством, направленная на постоянное повышение качества оказываемых услуг. Пациентам это говорит о том, что медицинская организация заботится о качестве предоставляемых услуг.

Для пациента основными преимуществами использования сертификации менеджмента качества в медицинской организации являются:

- чёткая регламентация процесса оказания медицинской услуги;

- возрастание культуры и уровня работы коллектива;

- улучшение контакта медицинского персонала с пациентом за счёт наличия четких инструкций и регламентов, направленных на защиту прав пациента;

- возрастание степени доверия пациента;

При внедрении системы менеджмента качества в организации происходит:

- повышение управляемости организации;

- снижение влияния человеческого фактора при управлении организацией и выполнении отдельных операций внутри бизнес-процессов;

- снижение затрат.

При сертификации систем качества и оформлении сертификата системы управления качеством объектами аудита становятся:

- сфера применения менеджмента качества

- соответствие качества медицинских услуг и ожиданий пациента

- правильность отражения требований ISO в документации системы менеджмента качества

- соответствие процессов менеджмента качества нормам, установленным в международных стандартах

Создание системы сертификации менеджмента качества в СРО обеспечивает не только соблюдение прав пациентов, но и создаёт благоприятную предпринимательскую среду в медицинском бизнесе.

7. Создание системы контроля менеджмента качества и проведение аудита качества в организациях, членах СРО позволит поставить вопрос перед государством о передаче полномочий по контролю качества медицинской деятельности, предусмотренного в законопроекте «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Основная цель аудита качества – выявление несоответствия в медицинских услугах или системе качества, основанное на объективных свидетельствах.

В ходе аудита определяется:

- соответствия стандартам и процедурам системы менеджмента качества;

- проверка соответствия оказанных медицинских услуг условиям, установленным в договорах с пациентами;

- действие и результативность системы менеджмента качества;

- эффективности системы качества;

- влияние изменений в организации на систему менеджмента качества.

Главный результат аудита качества – это определение возможностей для улучшения в работе медицинской организации.

Качество оказываемых медицинских услуг оценивает только пациент, аудит оценивает процесс управления качеством в организации.

Создание саморегулируемых организаций по предпринимательскому типу в здравоохранении призвано, в первую очередь, обеспечить соблюдение прав пациентов при оказании медицинской услуги и дополнительную защиту этих прав через страхование деятельности медицинской организации. При этом повышается ответственность исполнителя за оказание услуг надлежащего качества путем создания эффективной системы контроля менеджмента качества.

Вопрос создания саморегулируемых организаций в здравоохранении подробно будет рассмотрен на I Национальном Конгрессе частных медицинских организаций в январе 2012 года, где будут предложен механизм создания и деятельности саморегулируемых организаций по предпринимательскому типу.

Источник: "Главный врач: хозяйство и право" (2011, №4,стр.33-37 ).