Статья
Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образованииПриказ Минздрава России от 28.10.2022 N 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" действует с 01.01.2023 по 01.01.2029
06 Декабря 2022Выделить главное вкл выкл 520
Рассмотрим Приказ Минздрава России от 28.10.2022 N 709н "Об утверждении Положения об аккредитации специалистов" (далее — приказ N 709н). Согласно пункту 3 данный приказ действует с 01.01.2023 до 01.01.2029.
Согласно пункту 2 приказа N 709н Приказ Минздрава от 22.11.2021 N 1081н утрачивает силу 01.01.2023.
Согласно пункту 2 Положения, утв. приказом N 709н, периодическая аккредитация специалиста проводится в т. ч. в отношении лиц, имеющих немедицинское образование, стаж работы на должностях медицинских работников более пяти лет и завершивших освоение программ повышения квалификации.
Напомним, что согласно пункта 8 Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях, увт. Приказом Минздрава России от 03.08.2012 N 66н (далее — приказ N 66н), обучение работников, имеющих образование, не соответствующее квалификационным характеристикам и квалификационным требованиям, организуется в зависимости от стажа работы по специальности:
- для работников, имеющих стаж работы 10 лет и более, по программам дополнительного профессионального образования в виде повышения квалификации (нормативный срок прохождения подготовки при любой форме обучения составляет от 100 до 500 часов);
- для работников, имеющих стаж работы от 5 до 10 лет, по программам дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки (нормативный срок подготовки при любой форме обучения составляет свыше 500 часов).
Таким образом, согласно приказу N 709н для допуска к периодической аккредитаций лицам, имеющим немедицинское образование и стаж работы на должностях медицинских работников более пяти лет, достаточно освоения программ повышения квалификации. Если стаж менее пяти лет, то необходимо пройти первичную специализированную аккредитацию.
Согласно информации, предоставленной Минздравом (см. https://medvestnik.ru/content/news/S-akkreditacionnymi-ekzamenami-v-2021-godu-ne-spravilis-8-7-specialistov.html) самый высокий процент неудач среди лиц, проходивших первичную специализированную аккредитацию, был зафиксирован среди проходивших профессиональную переподготовку — 12,4%.
Также первичную специализированную аккредитацию после профессиональной переподготовки должны проходить лица, не работавшие по специальности более 5 лет.
Согласно пункту 3 Положения аккредитация проводится с учетом: 1) квалификационных требований (см. Приказ Минздрава России от 08.10.2015 N 707н и Приказ Минздрава России от 10.02.2016 N 83н — прим. авт.), 2) квалификационных требований, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н, 3) профессиональных стандартов.
Таким образом, данная норма фактически дублирует пункт 5 Порядка, утв. приказом N 66н, в части квалификационных требований. Новым является учет профессиональных стандартов.
Для прохождения периодической аккредитации документы предоставляются (см. пункт 88 Положения, утв. приказом N 709н): 1) с использованием федерального регистра медицинских и фармацевтических работников; 2) почтовым отправлением, если сведения о работнике в ФРМР отсутствуют.
Согласно пункту 89 Положения в случае почтового отправления к заявлению необходимо прикладывать копии сертификата, документов об образовании и повышении квалификации. Таким образом, при подаче заявления через ФРМР электронные копии указанных документов не требуются.
Проектом Положения было предусмотрено, что документы могут быть представлены не ранее чем за 4 месяца до истечения срока действия последнего сертификата специалиста или пройденной аккредитации специалиста (пункт 80). В действующее положение данная норма не вошла. Возможно это связано с тем, что пунктом 1 Положения, утв. приказом N 709н, предусмотрено проведение аккредитации не реже 1 раза в 5 лет (т. е. теоретически аккредитацию можно проходить чаще, как это было с выдачей сертификатов по результатам повышения квалификации).
Достоверность сведений об освоении программ повышения квалификации за отчетный период, представленных в копиях документов о квалификации, проверяется посредством их соотнесения с соответствующими сведениями, содержащимися на официальном сайте федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО, https://obrnadzor.gov.ru/gosudarstvennye-uslugi-i-funkczii/7701537808-gosfunction/formirovanie-i-vedenie-federalnogo-reestra-svedenij-o-dokumentah-ob-obrazovanii-i-ili-o-kvalifikaczii-dokumentah-ob-obuchenii/ ) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (см. пункт 93 Положения).
Периодическая аккредитация включает в себя один этап – оценку портфолио (см. пункт 101 Положения) и проводится:
- центральной аккредитационной комиссией,
- подкомиссией в отношении лиц: 1) временно неработающих, 2) получивших мотивированный отказ в согласовании отчета, 3) руководителей и индивидуальных предпринимателей, не согласовавших отчет у руководителя органа исполнительной власти субъекта в сфере здравоохранения (см. пункт 105 Положения).
Таким образом, для руководителей и ИП предусмотрено 2 варианта: 1) согласовать отчет в органе власти или 2) подать несогласованны отчет.
Проектом Положения было предусмотрено, что для лиц, являющихся временно не работающими, индивидуальными предпринимателями, или руководителями медицинской или фармацевтической организации частной формы собственности, и лиц, получивших мотивированный отказ в согласовании отчета о профессиональной деятельности, периодическая аккредитация проводится после получения заключения о рассмотрении документов аккредитуемого Профессиональной некоммерческой организацией (пункт 92 проекта Положения). При этом процедура согласования не была четко прописана.
Согласно пунктов 99 и 100 Положения, если подкомиссия для аккредитации указанных лиц не может быть сформирована (1), то их документы передаются аккредитационным центром в некоммерческую организацию (2), которая в срок, не превышающий 7 рабочих дней, направляет заключение (3) в аккредитационный центр, который передает его в аккредитационную комиссию (4). Таким образом, процедура согласования четко прописана в Положении.
Портфолио включает (см. пункт 103 Положения):
- отчет о профессиональной деятельности аккредитуемого, содержащий результаты работы в соответствии с выполняемой трудовой функцией за отчетный период (далее – отчет о профессиональной деятельности);
- сведения об освоении программ повышения квалификации, суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, либо сведения об освоении программ повышения квалификации и сведения об образовании, подтвержденные на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее — НМО, прим. авт.) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 144 часов, из них не менее 72 часов – сведения об освоении программ повышения квалификации.
Проектом Положения было предусмотрено, что на интернет-портале НМО можно было набрать не более 54 часов (90 часов в рамках программ повышения квалификации). Таким образом, требования к объему часов в рамках повышения квалификации снизили с 90 до 72 часов по сравнению с проектом.
Дополнительно к документам, указанным в пункте 61 настоящего Положения, лица, получившие медицинское, фармацевтическое или иное образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, представляют решение о соответствии медицинского образования квалификационным требованиям, которое оформляется Росздравнадзором (см. пункт 84 Положения).
Решение о соответствии должно включать двухмерный штриховой код (QR-код) ,с помощью которого аккредитационная комиссия обеспечивает проверку действительности решения.
Пунктом 75 проекта Положения было предусмотрено предоставление следующих документов:
- заключение об установлении соответствия полученного образования и (или) квалификации квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам;
- копия свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации);
- копия сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации.
Решение о соответствии медицинского образования квалификационным требованиям, которое оформляется Росздравнадзором, в соовтетствии с Приказом Росздравнадзора от 31.10.2022 N 10335 "Об утверждении Порядка установления соответствия полученных в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, медицинского, фармацевтического или иного образования и (или) квалификации квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам"
Согласно пункту 12 Порядка, утв. приказом N 10335, при рассмотрении представленных заявителем документов об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, Росздравнадзор вправе в рамках межведомственного взаимодействия направлять запросы в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Документы, указанные в пункте 61 настоящего Положения и составленные на иностранном языке, представляются с заверенным переводом на русский язык в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 85 Положения первичная и первичная специализированная аккредитация лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в иностранных организациях, включает предварительный этап.
Согласно пункта 76 проекта Положения первичная специализированная аккредитация лиц, получивших медицинское или фармацевтическое образование в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, предусматривает предварительный этап – проверку знаний законодательства Российской Федерации в области охраны здоровья граждан (далее – предварительный этап), который проводится перед этапами, предусмотренными пунктом 63 Положения.
Таким образом, можно предположить, что предварительный этап включает проверку знаний законодательства Российской Федерации в области охраны здоровья граждан, как это было предусмотрено Проектом Положения.