Совковый менталитет в управлении здравоохранением

Статья
Михайлов Л.А.

Статья члена правления СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций Леонида Александровича Михайлова

05 Декабря 2022Выделить главное вкл выкл 259

В России есть высококвалифицированные врачи в различных медицинских специальностях, есть и успешные врачи, занимающиеся бизнесом в медицине, но у них нет системных знаний о том, как должна быть устроена модель здравоохранения в условиях рыночной экономики и гражданско-правовых отношений в обществе,  поэтому, прибегать к их, якобы, авторитетному мнению в этом вопросе было бы большой ошибкой.

Ученые и «организаторы здравоохранения» с советским менталитетом, тоже этими знаниями не обладают, поскольку они никогда не работали в условиях рынка. Вот почему, в созданной ими в 90-е годы конструкции системы здравоохранения нет ни одного из рыночных механизмов: конкурентной среды, инвестиционной привлекательности, систем самоорганизации и саморазвития, создающих высокую деловую активность, эффективных и экономически выгодных систем самоуправления и саморегулирования, несмотря на то, что всем очевидно – врачи, способные сами управлять своей профессией, всегда будут компетентнее врачей, чьей медицинской деятельностью управляют другие. Как создать эти механизмы, как сформировать, внутренний рынок медицинской техники и робототехники, не говоря уже о способах выхода на внешние рынки они не знают.

Отдельная проблема — это создание информационных технологий, в том числе, и систем искусственного интеллекта (ИИ). Под какую конструкцию системы здравоохранения создается программное обеспечение? Под конструкцию, в которой врач субъект права – рыночную, или под конструкцию, в которой врач объект права – советскую? Системы делового администрирования, правового, этического, профессионального, экономического, финансового, имущественного управления и регулирования у этих систем совершенно разные, а значит и информационные системы разные, как и правовое положение, и способы применения ИИ тоже.

В отсутствии в действующей системе здравоохранения рыночных механизмов развития Председатель Правительства РФ, при посещении региональных учреждений здравоохранения, вынужден ограничиваться выделением им материальной помощи, что контрпродуктивно. Вывод – надо, не ломая старой, создавать новую, рыночную модель здравоохранения, интересную,  прежде всего, врачам и бизнесу, а не чиновникам, - создать  условия для их саморазвития,  системы в целом и каждой из ее структур в отдельности, тем более, что политическая обстановка требует создания условий, для опережающего развития отрасли, и способности её оперативной трансформации по различным мобилизационным программам в структуру, способную противостоять любым сильно  действующим факторам.

Главным конструктивным дефектом созданной в России системы, здравоохранения, сдерживающим ее развитие в новых политических, правовых и экономических условиях, является отсутствие в ней врачебной корпорации, основанной на принципе профессиональной автономии врачей, без которой, создать рыночные механизмы развития в системе невозможно.

Изменить положение в отрасли можно только через создание в течение 1,5-2 лет, на свободном правовом поле, рыночной модели здравоохранения - драйвера развития, и поэтапной передачи полномочий из старой системы, в новую. Сформировать рыночную систему в России можно только в частной системе здравоохранения, через создание в ней врачебной корпорации, основанной на профессиональной автономии врачей, и разделения на ее основе, прав и обязанностей, полномочий и ответственности между хозяйствующими субъектами - медицинскими организациями и врачами, работающими в них, (профсоюзом врачей). Только так можно  сформировать рынок медицинских товаров и услуг, профессиональную ответственность врачей за результаты их медицинской деятельности, систему страхования профессиональной ответственности врачей, а также вернуть этику и врачебную культуру в  медицину, Это хорошо известно врачебным корпорациям - членам Всемирной медицинской ассоциации (ВМА), как и то, что формирование рыночной модели здравоохранения начинается с создания системы регистра врачей и системы выборов этического комитета. Без этого любые другие действия смысла не имеют. Только потянув за эту, казалось - бы, ничего не значащую ниточку, можно очень быстро создать в стране рыночную систему здравоохранения, с высоким уровнем конкуренции внутри и деловой активности, и привлекательную для инвестиций. Какого-либо иного способа создания в России конкурентоспособной системы здравоохранения, способной обеспечить высокий уровень здоровья, не существует.