Эксперты центра направили предложения по проекту приказа Минзрава России Об аккредитации специалистов

Статья
Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

О проекте приказа Минзрава России Об утверждении Положения об аккредитации специалистов, ID проекта 02/08/09-21/00120680

30 Сентября 2021Выделить главное вкл выкл 921

Национальная Ассоциация медицинских организаций обратилась в органы власти в связи с подготовкой проекта приказа Минзрава России «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»

Исх.№ 28-c/21 от 14 июля 2021 г.

О проекте приказа Минзрава России «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» ID проекта 02/08/09-21/00120680, (далее — Проект 120680, см. https://regulation.gov.ru/projects#npa=120680)

В Минздрав России
Минэкономразвития России
ФАС России

Национальная Ассоциация медицинских организаций (далее — НАМО, Ассоциация) действует на основании подпункта 5 пункта 1, подпункта 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

НАМО позитивно оценивает проект 120680, предполагающий изменение процедуры периодической аккредитации специалистов, состоящей из оценки портфолио, что означает принятие Минздравом России взвешенного решения о введении процедуры поэтапно, начиная с 2022 года.

Вместе с тем в проекте:

- выявлены коррупциогенные факторы (в соответствии с пп. «а», «г», «д», «е», «ж», «и» пункта 3 и пп. «а» - «в» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96);

- выявлены факторы негативного регулирующего воздействия в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318.

Ранее Минздравом был подготовлен проект положения об аккредитации (см. https://regulation.gov.ru/projects#npa=110051, далее — проект 110051), которым определялась процедура периодической аккредитации на период 2021 — 2025 годов и далее. Также утверждены особенности аккредитации в 2021 году (приказ Минздрава России от 02.02.2021 N 40н, далее - приказ N 40н).

Анализ проекта 120680 показал, что основными отличиями данного проекта 120680 от проекта 110051, являются:

1) исключен протокол оценки работника работодателем. Работодатель лишь заверяет отчет, который включает в себя только сведения о повышении квалификации или об обучении на портале НМО;

2) снижена зависимость работника от работодателя. Протокол оценки, предусмотренный проектом N 110051, давал до 30 баллов из 100 возможных, при том, что для положительной оценки портфолио необходимо было набрать 70 баллов. Следовательно, удельный вес протокола оценки составлял более 40% (30 / 70), в данном проекте, как указано в пункте 1 выше, протокол оценки исключен;

3) решена ситуация с временно неработающими медиками, индивидуальными предпринимателями и руководителями:

во-первых, допускается включение в портфолио несогласованного отчета о профессиональной деятельности по последнему месту работы аккредитуемого;

во-вторых, исключено требование о включении в портфолио отчета, заверенного руководителем и печатью профессиональной некоммерческой организации, указанной в части 3 статьи 76 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», что безусловно являлось необоснованным бременем для указанных лиц;

в-третьих, исключено требование о прохождении дополнительного этапа аккредитации – решение ситуационных задач с использованием дистанционных технологий - при представлении несогласованного отчета, что безусловно являлось необоснованным бременем для указанных лиц;

4) методика оценки портфолио фактически включает всего один показатель: срок освоения программ повышения квалификации.

2. Вместе с тем в проекте присутствуют избыточные требования, не предусмотренные законом.

На основании вышеизложенного:

П Р О С И М :

- учесть предложения Ассоциации (прилагаются) при согласовании текста проекта.

- ответ направить на адрес эл. почты med-sro@mail.ru

С уважением, исполнительный директор НАМО С.С. Мисюлин

Исп. Борисов Дмитрий Александрович, (499) 754-44-60

Предложения Ассоциации

по проекту приказа Минзрава России «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов», ID проекта 02/08/09-21/00120680, (далее — Проект 120680, см. https://regulation.gov.ru/projects#npa=120680)

В проекте присутствуют избыточные требования, не предусмотренные законом.

1. Проектом 120680 предусмотрено требование о повышении квалификации за отчетный период в суммарном сроке освоения не менее 144 часов, а также об образовании, подтвержденном на интернет-портале (далее — портал НМО) непрерывного медицинского и фармацевтического образования за отчетный период (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации) в суммарном сроке освоения не менее 106 часов (для аккредитуемых до 1 января 2023 г. не менее 52 часов).

Таким образом, проектом предусмотрено, что суммарный объем образования за отчетный период составляет в 2022 году 196 часов, далее - 250 часов, из которых 106 часов на портале НМО.

Согласно приказу N 40н в 2021 году суммарный срок повышения квалификации за отчетный период составляет не менее 144 часов либо суммарный срок освоения которых не менее 74 часов при наличии сведений об образовании, подтвержденных на интернет-портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации), суммарный срок освоения которых не менее 70 часов за отчетный период.

Таким образом, суммарный объем образования за отчетный период составляет в 2021 году 144 часа, при наличии удостоверения о повышении квалификации в объеме 144 часов обучение на портале НМО не требуется. То есть у специалиста есть выбор, пройти обучение единовременно по программе повышения квалификации либо использовать портал НМО.

Вместе с тем, согласно подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 (далее - Постановление N 852), одним из требований является повышение квалификации специалистов, выполняющих заявленные работы (услуги), не реже 1 раза в 5 лет в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 73 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — закон N 323-ФЗ).

Пунктом 3 части 2 статьи 73 закона N 323-ФЗ предусмотрено, что медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. далее Приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н).

Согласно абзаца 4 статьи 196 "Трудового кодекса Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (далее — ТК РФ) в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить дополнительное профессиональное образование работников (далее - ДПО), если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно части 2 статьи 76 закона Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее — закон N 273-ФЗ) дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Согласно части 15 статьи 76 закона N 273-ФЗ лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации.

Согласно части 3 статьи 82 закона N 273-ФЗ примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования разрабатываются и утверждаются Минздравом России.

Таким образом, ТК РФ, законами N 323-ФЗ, N 273-ФЗ и Постановлением N 852 не предусмотрено обучение в организациях, не имеющих лицензии на осуществление деятельности в сфере дополнительного профессионального образования, по программам, не являющимся дополнительными профессиональными программами, существенно отличающимся от примерных, разработанных и утвержденных Минздравом России.

Следовательно, требование об образовании, подтвержденном на портале НМО, противоречит ТК РФ, законам N 323-ФЗ, N 273-ФЗ и Постановлению N 852, возлагает не предусмотренные законом обязанности на работников в части обучения на портале НМО в свободное от работы время, а также на работодателей в части создания условий и оплаты обучения работников на портале НМО, которое не является дополнительным профессиональным образованием.

Предлагаем исключить требование об образовании, подтвержденном на портале НМО (за исключением сведений об освоении программ повышения квалификации) в суммарном сроке освоения не менее 106 часов.

2. Как было отмечено ранее проектом 120680 предусмотрено, что суммарный объем образования за отчетный период составляет 250 часов.

Вместе с тем, Приказом Минздрава России от 03.08.2012 N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях" (далее - приказ N 66н) предусмотрено повышение квалификации в объеме не менее 101 часа один раз в пять лет.

Увеличение трудоемкости обучения на 150% (со 100 до 250 часов), приведет к необоснованному росту затрат на ДПО, как для государства, так и для частного сектора, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), с учетом общего количества врачей - более 600 000 и среднего медперсонала - более 1 500 000 человек. Резкий рост затрат на ДПО в период экономического кризиса является неоправданной нагрузкой на медицинские организации, среди которых значительное количество малых предприятий.

Согласно Заключению об оценке регулирующего воздействия, подготовленного Минэкономразвития России (далее - Заключение Минэкономразвития) в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318 (далее – Правила проведения оценки регулирующего воздействия) в отношении проекта нормативного акта https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=108131 разработчиком (Минздравом России) вновь допущено некорректное заполнение сводного отчета.

Согласно данным пункта 11.3 сводного отчета необходимость соблюдения проектируемых требований не предполагает расходов (доходов) субъектов предпринимательской деятельности. Между тем проектируемые положения предусматривают такие изменения, которые не могут не повлиять на расходную часть хозяйствующих субъектов. Согласно пункту 3.13.1 Методики оценки регулирующего воздействия, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 27 мая 2013 г. № 290, разработчиком указывается оценка влияния проекта акта на совокупный уровень доходов и расходов всех участников отношений.

Кроме того, Минэкономразвития обратил внимание на некорректность и малоинформативность представленной в сводном отчете информации в части анализа влияния социально-экономических последствий реализации проекта акта на деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства (раздел 7.1 сводного отчета), информации об отмене обязанностей, запретов или ограничений для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности (раздел 12 сводного отчета), анализа рисков решения проблемы предложенным способом регулирования и рисков негативных последствий (раздел 13 сводного отчета), необходимых для достижения заявленных целей регулирования организационно-технических, методологических, информационных и иных мероприятий (раздел 14 сводного отчета), индикативных показателей, программ мониторинга и иных способов (методов) оценки достижения заявленных целей регулирования (раздел 15 сводного отчета).

Все выше указанное в Заключении Минэкономразвития в полной мере справедливо для проекта 120680.

Предлагаем:

- исключить требование о повышении суммарного объема образования за отчетный период до 250 часов,

- предусмотреть повышение квалификации в объеме более 100 часов один раз в пять лет, как это установлено в приказе N 66н.

3. Согласно подпункта "д" пункта 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением N 852, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет копии документов, подтверждающих наличие у медицинских работников, указанных в подпункте "в" пункта 5 настоящего Положения, соответствующего образования и пройденной аккредитации специалиста или сертификатов специалиста.

Согласно пункта 10 данного Положения представление копий документов, указанных в подпункте "д" пункта 8 настоящего Положения, не требуется в случае внесения соискателем лицензии соответствующей информации в федеральный регистр медицинских работников (далее — ФРМР) единой системы.

С учетом внесения медицинскими организациями сведений о своих сотрудниках в ФРМР представление аккредитуемым копии трудовой книжки (абзац 10 пункта 51 проекта 120680), а также отчета о профессиональной деятельности, заверенного работодателем (абзац 2 пункта 77 проекта 120680), являются избыточными требованиями

Предлагаем исключить требование о представлении аккредитуемым:

- копии трудовой книжки (абзац 10 пункта 51 проекта 120680),

- отчета о профессиональной деятельности, заверенного работодателем (абзац 2 пункта 77 проекта 120680).