Анализ изменений законов о лицензировании, государственном надзоре, защите прав юридических лиц и саморегулируемых организациях в их взаимосвязи

Статья
Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Подготовлены изменения в законы, которые вступают в силу с 01.07.2021 и более поздние сроки и затрагивают: 1) деятельность саморегулируемых организаций с добровольным членством; 2) проведение плановых проверок членов этих СРО

29 Июня 2021Выделить главное вкл выкл 953

Содержание

1. Закон о защите прав юридических лиц N 294-ФЗ

2. Закон о лицензировании N 99-ФЗ

3. Закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации N 248-ФЗ

4. Отдельные виды надзора: санитарно-эпидемиологический, в области защиты прав потребителей, контроль качества и безопасности медицинской деятельности, за обращением медицинских изделий, в сфере обращения лекарственных средств

5. Закон о саморегулируемых организациях

Нормативные правовые акты

1. Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"

2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"

3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

4. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

5. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях"

1. Закон о защите прав юридических лиц N 294-ФЗ

Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — закон N 294-ФЗ). Принятыми в настоящее время законами отмена данного закона не предусмотрена, он продолжает по прежнему действовать.

Согласно части 1 статьи 1 закона N 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Согласно пункта 2 части 4 статьи 1 закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении лицензионного контроля.

Таким образом, положения закона N 294-ФЗ распространяются на лицензионный контроль.

В соответствии с частью 10 статьи 9 закона N 294-ФЗ плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 13.3 закона N 294-ФЗ в целях обеспечения учета проводимых при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля проверок (за исключением внеплановых проверок, проводимых в соответствии с пунктом 1.1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, в том числе в отношении соискателя лицензии, представившего заявление о предоставлении лицензии, лицензиата, представившего заявление о переоформлении лицензии, продлении срока действия лицензии), а также их результатов создается единый реестр проверок. Единый реестр проверок является подсистемой Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, созданного в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Оператором единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Таким образом, закон N 294-ФЗ и закон N 248-ФЗ дополняют друг друга в части защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Таким образом, норма о плановой проверке не более 10% членов СРО распространяется в т. ч. на:

1) проверку соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими медицинскую деятельность;

2) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор).

 

2. Закон о лицензировании N 99-ФЗ

Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее — закон N 99-ФЗ).

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 закона N 99-ФЗ лицензированию подлежит медицинская деятельность.

Согласно части 1 статьи 19 закона N 99-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением лицензионного контроля, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Таким образом, в настоящее время норма о плановой проверке не более 10% членов СРО, установленная частью 10 статьи 9 закона N 294-ФЗ, распространяется в т. ч. на проверку соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими медицинскую деятельность.

С 01.03.2022 в соответствии со статьей 97 Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее — закон N 170-ФЗ):

1) статья 19 закона N 99-ФЗ (о лицензировании) излагается в новой редакции, которая не включает ссылку на закон N 294-ФЗ (о защите прав ю.л. и ип);

2) закон N 99-ФЗ (о лицензировании) дополняется статьей 19.2 «Государственный контроль (надзор) за соблюдением лицензиатом лицензионных требований», частью 9 которой установлено, что проверка соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими лицензируемые виды деятельности, предусмотренные пунктами 12, 17, 20, 21, 24 - 31, 36 - 37, 40, 42, 44, 46 (медицинская деятельность — прим. авт.), 47, 52 - 54, 56 и 57 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) в соответствии с федеральными законами о видах контроля.

Вместе с тем, анализ положений законов NN 294-ФЗ, 248-ФЗ и 99-ФЗ в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что норма о плановой проверке не более 10% членов СРО, установленная частью 10 статьи 9 закона N 294-ФЗ, будет распространяться на проверку соблюдения лицензионных требований лицензиатами, осуществляющими медицинскую деятельность и после 01.03.2022.

 

3. Закон о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации N 248-ФЗ

Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее — закон N 248-ФЗ).

Закон N 248-ФЗ не содержит норму о плановой проверке не более 10% членов СРО, аналогичную норме, предусмотренной пунктом 10 статьи 9 закона N 294-ФЗ.

Закон N 248-ФЗ включает статью 55 «Членство в саморегулируемой организации»:

1. Федеральным законом о виде контроля может предусматриваться, что результаты деятельности саморегулируемой организации с добровольным членством по осуществлению контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов могут быть признаны контрольными (надзорными) органами, осуществляющими (организующими) в отношении членов саморегулируемой организации виды контроля, на основании соглашения о признании результатов такой деятельности саморегулируемой организации, заключаемого саморегулируемой организацией с контрольным (надзорным) органом (далее - соглашение о признании результатов деятельности).

2. Заключение соглашения о признании результатов деятельности допускается в случае, если предмет контроля саморегулируемой организации за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов идентичен предмету вида контроля либо охватывает более широкий круг вопросов.

3. В случае заключения соглашения о признании результатов деятельности деятельность контрольного (надзорного) органа не осуществляется в отношении членов саморегулируемой организации, с которой было заключено соглашение о признании результатов деятельности.

4. Соглашение о признании результатов деятельности может быть заключено с саморегулируемой организацией по истечении трех лет с даты внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.

5. Соглашение о признании результатов деятельности может быть заключено исключительно с саморегулируемой организацией, сформировавшей компенсационный фонд в целях обеспечения имущественной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим в результате причинения вреда (ущерба) вследствие недостатков произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг), в размере не менее чем 25 тысяч рублей в отношении каждого члена.

6. Правительство Российской Федерации в положении о виде контроля устанавливает критерии, на основании которых осуществляется признание результатов деятельности саморегулируемой организации, существенные условия соглашения о признании результатов деятельности, порядок заключения, регистрации и прекращения действия соглашения о признании результатов деятельности, порядок контроля за соблюдением условий соглашения о признании результатов деятельности саморегулируемой организацией, деятельность которой признается соглашением о признании результатов деятельности. Указанные критерии могут учитывать:

(в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

1) количество случаев причинения вреда (ущерба) вследствие недостатков произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) и изменение такого количества во времени;

2) совокупный реальный вред (ущерб) вследствие недостатков произведенных членами саморегулируемой организации товаров (работ, услуг) и изменение такого вреда (ущерба) во времени;

3) принятие саморегулируемой организацией внутренних документов, предусмотренных Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях";

4) осуществление выплат из компенсационного фонда саморегулируемой организации в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и (или) внутренними документами саморегулируемой организации, соотношение размеров таких выплат, сроки их осуществления, случаи отказов саморегулируемой организации от осуществления таких выплат;

5) установление саморегулируемой организацией требований к своим членам, не предусмотренных нормативными правовыми актами;

6) эффективность контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов;

7) эффективность применения саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов;

8) случаи привлечения саморегулируемой организации к ответственности за правонарушения в области деятельности саморегулируемых организаций.

7. Соглашение о признании результатов деятельности заключается со всеми саморегулируемыми организациями, соответствующими критериям, установленным частью 6 настоящей статьи, и обратившимися в контрольный (надзорный) орган.

 

4. Отдельные виды надзора: санитарно-эпидемиологический, в области защиты прав потребителей, контроль качества и безопасности медицинской деятельности, за обращением медицинских изделий, в сфере обращения лекарственных средств

Закон N 294-ФЗ не содержит особых положений в части исключения указанных видов надзора из сферы действия данного закона. При этом частью 4.1 статьи 16.1 закона N 294-ФЗ предусмотрено, что контрольная закупка продукции при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, контрольная закупка товаров (работ, услуг) при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, государственного контроля за обращением медицинских изделий и государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств могут быть проведены органом государственного контроля (надзора) незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры.

Согласно части 6 статьи 2 закона N 248-ФЗ организация и осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) регулируются федеральными законами о видах контроля, принимаемыми в соответствии с ними положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) и (или) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В законе N 248-ФЗ:

1) надзор в области защиты прав потребителей и контроль качества и безопасности медицинской деятельности не упоминается;

2) медицинские изделия и лекарственные средства упоминаются лишь в контексте возмещения стоимости утраченной продукции, отобранной в качестве проб (образцов) в ходе выездной проверки.

Таким образом, норма о плановой проверке не более 10% членов СРО, предусмотренная частью 10 статьи 9 закона N 294-ФЗ, распространяется в т. ч. на указанные виды надзора.

 

5. Закон о саморегулируемых организациях

Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее — закон N 315-ФЗ).

Изменения, внесенные Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ, вступают в силу с 1 июля 2021 года.

Статья 16 закона N 315-ФЗ дополнена частью 2.1, согласно которой при проведении общего собрания членов саморегулируемой организации могут использоваться информационные и коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить возможность дистанционного участия в общем собрании членов саморегулируемой организации и обсуждения вопросов повестки дня, в том числе принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, включая вопросы исключительной компетенции общего собрания членов саморегулируемой организации, без присутствия в месте проведения общего собрания членов саморегулируемой организации.

Статья 17 закона N 315-ФЗ дополнена частью 9, согласно которой при проведении заседания постоянно действующего коллегиального органа управления (правления — прим. авт.) саморегулируемой организации могут использоваться информационные и коммуникационные технологии, позволяющие обеспечить возможность дистанционного участия в таком заседании членов постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации и обсуждения вопросов повестки дня, в том числе принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, без присутствия в месте проведения такого заседания.

Статья 20 закона N 315-ФЗ дополнена частью 11.1, согласно которой сведения, содержащиеся в государственном реестре саморегулируемых организаций, предоставляются по запросам заинтересованных лиц в виде выписки из государственного реестра саморегулируемых организаций в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи. Такая выписка предоставляется без взимания платы.

Статья 23 закона N 315-ФЗ дополнена частью 4, согласно которой в случае, если в соответствии с частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона не установлено требование об обязательном членстве субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях для осуществления соответствующих видов предпринимательской или профессиональной деятельности, федеральный государственный надзор за деятельностью таких саморегулируемых организаций не осуществляется.