Формирование предпринимательского сообщества в сфере оказания медицинских услуг

Статья
Мисюлин С.С., Лазарев С.В. и Борисов Д.А.

Ужесточение надзора привело к созданию стимулов для объединения предпринимателей, формированию предпринимательского сообщества в сфере оказания медицинских услуг

27 Января 2015Выделить главное вкл выкл 1647

Содержание

Введение
1. Первый этап консолидации 2004 - 2009
2. Второй этап консолидации 2010 - 2011
3. Третий этап консолидации 2012 - н.в.
4. Деятельность Национального союза
региональных объединений частной системы здравоохранения
4.1. Краткая информация об организации
4.2. Основные направления и результаты деятельности
4.2.1. Устранения административных барьеров на пути развития предпринимательства в сфере медицинских услуг
4.2.2. Формирование цивилизованного рынка медицинских услуг
4.2.3. Создание единого информационного поля частной системы здравоохранения
4.2.4. Развитие института саморегулирования по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг
5. Основные проблемы, препятствующие развитию рынка медицинских услуг
Заключение
Приложение. Список участников НП «Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения»

Введение

Неотъемлемой частью демократической формы управления государством является наличие: институтов гражданского общества, частной собственности и предпринимательства. Предпринимательство существовало всегда, во всех общественных формациях, за исключением социализма, где оно было заменено государственным планированием.

Изначально потребность в выработке правил поведения участниками рынка была продиктована стремлением снизить транзакционные издержки, возникающие в связи с отсутствием государственного регулирования. Оказалось, что работать на доверии в условиях самоорганизации и саморегулирования гораздо выгоднее, чем нести риски непредсказуемого поведения контрагента или конкурента.

Одновременно с развитием государственного регулирования, судебной системы и других институтов, направленных на защиту прав потребителей, саморегулируемые организации значительно эволюционировали и заняли ключевое место в системе рыночной экономики. Причина проста - государственное регулирование имеет свою цену: прямую в виде зарплаты чиновников и косвенную в виде их ошибок, которые обходятся экономике значительно дороже. Кроме того, регулирование некоторых аспектов профессиональной деятельности практически недоступно государству. Например, разработка стандарта лечения, не допускающего вариативность поведения врача, может привести к летальному исходу для пациента.

Особенностью современной России является движение от плановой экономики к рыночной. Плановая экономика отличалась тотальным государственным регулированием. Несмотря на наличие экономических свобод после «шоковой терапии», довольно скоро появился механизм лицензирования, нацеленный на формальный контроль за деятельностью организаций. В связи с отсутствием развитого отраслевого законодательства, правил делового оборота, лицензионный контроль со стороны чиновников осуществлялся частично по приказам Минздрава СССР и «по понятиям», сформированным еще в советское время.

Поскольку в отличии от других отраслей экономики в сфере здравоохранения была сделана ставка на государственную собственность, органы управления здравоохранением, модель потребления бюджетных средств, то частные медицинские центры появились благодаря сокращению доступности медицинской помощи в государственном секторе.

Снижение доступности, а также качества и безопасности медицинской помощи в значительной мере связано с ухудшением положения врача. Маленькая зарплата в государственных учреждениях стимулировала мздоимство врачей, впоследствии выстроились коррупционные цепочки, в которых врач обязан платить главному врачу, от которого зависит не только зарплата, но и сохранение должности. По данным Минздрава в настоящее время фиксированная часть зарплаты составляет в среднем 35%, остальное составляют стимулирующие выплаты по усмотрению главного врача.

Недовольство населения медицинской помощью, ежегодный рост числа жалоб повлекли ужесточение государственного надзора. Оборотной стороной бесправия врача является отсутствие юридической ответственности. За результаты лечения всю ответственность несет юридическое лицо. Поэтому основное давление надзорных органов направлено на организации. К компетенции юридического лица относится создание необходимых условий оказания медицинских услуг, однако этого недостаточно. Качество медицинской помощи на 90% зависит от действий врача. Поэтому ужесточение государственного надзора не привело к сокращению жалоб пациентов. К слову, национальные проекты, улучшив материально-техническую базу ЛПУ, не оказали никакого влияния на положение врача. Поэтому данные проекты не привели к ожидаемому результату в полной мере.

Единственное к чему привело ужесточение надзора — это создание стимулов к объединению предпринимателей, формированию предпринимательского сообщества в сфере оказания медицинских услуг. Предпринимательское сообщество добилось на пути косолидации значительных успехов. Вместе с тем, формирование врачебного сообщества, играющего ключевую роль в экономически развитых странах, в России по прежнему буксует из-за отсутствия у врачей стимулов к объединению, их подчиненного положения.

1. Первый этап консолидации 2004 — 2009 гг.

В 2004 - 2009 гг. произошли следующие события:
1. Создание в 2004 году Росздравнадзора и передача его территориальным управлениям полномочий по лицензированию.
2. Правительство утвердило положение о лицензировании медицинской деятельности от 22.01.2007, предусматривавшее соблюдение новых медицинских технологий.
3. Появился Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
4. С 1 января 2008 года полномочия по лицензированию медицинской деятельности передали обратно субъектам РФ. К сожалению возврата к прежним отношениям между предпринимателями и органами надзора не произошло, различия в подходах к лицензированию между субъектами РФ стали увеличиваться.
5. В 2008 году произошло первое в РФ продление срока действия лицензии путем переоформления, суд признал отказ Департамента здравоохранения г. Москвы в продлении лицензии путем переоформления без проведения проверки незаконным.
6. Появился Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
7. В сентябре 2009 года в стенах комитета по вопросам собственности Государственной Думы состоялось совещание, посвященное возможности саморегулирования в сфере оказания медицинских услуг, которое провел Плескачевский Виктор Семенович.
8. В ноябре 2009 года в Москве состоялся Саммит руководителей здравоохранения на тему «Роль медицинского сообщества в развитии здравоохранения и саморегулируемых организаций», на котором была высказана идея создания Национального союза, объединяющего региональные объединения частной системы здравоохранения.

В результате появления в 2004 году Росздравнадзора и его коррупционных действий в сфере косметологии и пластической хирургии - одними из первых объединились предприниматели Москвы, создав НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник». Более отдаленные последствия создания Росздравнадзора связаны с передачей его территориальным управлениям полномочий по лицензированию. Это привело к слому системы отношений, сложившихся в регионах между предпринимателями и органами лицензирования, коренным образом изменились правила игры, нередко государственный надзор напоминал игру без правил. Тема одного из первых семинаров для предпринимателей звучала так: «Риски медицинской деятельности, связанные с лицензионных контролем и надзором». К сожалению, данная тема актуальна в настоящее время.

В качестве примера законодательных новаций, не подкрепленных механизмом реализации, можно привести наделение Росздравнадзора полномочиями по регистрации новых медицинских технологий. Цель была самая благая — защитить пациентов от непроверенных методик. Однако, отсутствие регламента привело к тому, что предприниматели за взятки регистрировали методы, которые врачи применяли десятилетиями, в том числе имея оформленные на методы патенты. В итоге при наличии действующей системы регистрации лекарственных средств и изделий медицинского назначения так и не было сформулировано само понятие новой медицинской технологии, ее место в системе надзора. Не был разработан административный регламент, лицензионное требование о соблюдении новых медицинских технологий исключили из положения о лицензировании, само упоминание о них удалили из закона. При этом никто не понес ответственности за надзорный террор, развязанный в отношении частных медицинских организаций, подвергавшихся оголтелому давлению со стороны надзорных органов, при отсутствии регламентов и вообще каких-либо нормативных актов в отношении новых медицинских технологий.

С 1 января 2008 года полномочия по лицензированию медицинской деятельности передали обратно субъектам РФ. К сожалению возврата к прежним отношениям между предпринимателями и органами надзора не произошло, различия в подходах к лицензированию между субъектами РФ стали увеличиваться. В 2008 году произошло знаменательное событие. Впервые в РФ произошло продление срока действия лицензии путем переоформления в полном соответствии нормами закона, которые, однако, ранее не применялись. Суд признал отказ Департамента здравоохранения г. Москвы в продлении лицензии путем переоформления без проведения проверки незаконным.

В конце 2008 года появился Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". В данном законе предусматривалось, что в план проверок можно включать не более 10% членов саморегулируемой организации. В сентябре 2009 года в стенах Комитета Государственной Думы по вопросам собственности состоялось совещание, посвященное возможности саморегулирования в сфере оказания медицинских услуг, которое провел Виктор Семенович Плескачевский. В ноябре 2009 года в Москве состоялся Саммит руководителей здравоохранения на тему «Роль медицинского сообщества в развитии здравоохранения и саморегулируемых организаций», на котором представителями регионов была высказана идея создания Национального союза, объединяющего региональные объединения частной системы здравоохранения.

2. Второй этап консолидации 2010 — 2011 гг.

В 2010 - 2011 гг. произошли следующие события:

1. Учреждение в июле 2010 года Некоммерческого партнерства «Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения».

2. Попытка передела рынка косметологических услуг со стороны государства в 2010 году, навязывание платных образовательных услуг врачам и частным медицинским организациям, оказывающим косметологические услуги.

3. Создание в 2010 году государством административных барьеров: внедрение порядков оказания медицинской помощи по профилям.

4. В марте 2011 года произошло первое в РФ внесение в лицензию новых работ (услуг) путем переоформления. Суд обязал лицензирующий орган переоформить лицензию в связи с внесением дополнений в сведения о выполняемых работах без проведения проверки и сбора документов.

5. Принятие в мае 2011 года нового закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»

6. Установление в 2011 году тесных рабочих контактов между Национальным союзом и Федеральной антимонопольной службой.

7. Сплошная проверка органов лицензирования субъектов РФ Федеральной антимонопольной службой в ноябре 2011 года по инициативе Национального союза.

Второй этап консолидации предпринимательского сообщества в сфере оказания медицинских услуг ознаменовался созданием в июле 2010 года Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения. Одним из первых существенных результатов деятельности союза явилось внесение изменений в проект порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология.

Косметологические услуги никогда не входили в программу государственных гарантий, а потому традиционно относились к сфере ответственности частной медицины. В 2009 году Минздравсоцразвития вводит новую специальность «Косметология», не давая никаких разъяснений. В результате более 10000 врачей дерматологов и хирургов, работающих в данной сфере, а заодно и их работодатели - лицензиаты в один миг превратились в нарушителей лицензионного требования о наличии у врача соответствующего образования. В июне 2010 экспертами Национального союза было подготовлено заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы проекта приказа Минздравсоцразвития РФ от 26 апреля 2010 г. Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология. В результате: внедрение порядка было отложено, он был зарегистрирован в Минюсте только в мае 2012 г., штатные нормативы стали носить рекомендательный характер, из табеля оснащения было удалено косметологическое оборудование, первоначально являвшееся обязательным, были удалены требования к площади кабинетов.

Оставался нерешенным вопрос с образованием врачей дерматовенерологов и хирургов, оказывавших косметологические услуги в течение длительного времени. В связи с этим в сентябре 2010 состоялось обращение в Верховный суд о необходимости переподготовки по специальности косметология. Суд указал, что для врачей, имеющих стаж более 10 лет, Приказом Минздравсоцразвития №705н предусмотрено прохождение повышения квалификации при наступлении очередного срока, переподготовка при этом не требуется.

Проводилась планомерная работа по изменению лицензионных процедур. Сложилась незаконная практика, когда для расширения перечня работ (услуг) лицензирующие органы требовали оформления новой лицензии, которая выдавалась параллельно действующей лицензии. В марте 2011 произошло первое в РФ внесение в лицензию новых работ (услуг) путем переоформления. Суд обязал лицензирующий орган переоформить лицензию в связи с внесением дополнений в сведения о выполняемых работах без проведения проверки и сбора документов. Результатом данной деятельности явилось появление в мае 2011 нового закона «О лицензировании отдельных видов деятельности». В законе нашли отражение предложения экспертов Национального союза о бессрочности лицензий, переоформлении лицензии в случае изменения перечня работ и мест осуществления деятельности.

К этому периоду относится установление контактов с Федеральной антимонопольной службой. Первым значительным опытом взаимодействия между ФАС и предпринимательским сообществом стала сплошная проверка Федеральной антимонопольной службой органов лицензирования субъектов РФ во второй половине 2011 года. Данная проверка была инициирована экспертами Национального союза, которые приняли непосредственное участие в разработке методических рекомендаций для территориальных органов ФАС, проводивших проверку. В результате проверки был сделан неутешительный вывод о том, что количество жалоб граждан неуклонно растет: в 2009 г. рост составил 52%, в 2010 г. рост составил 147%; доля проверок по жалобам граждан составляет всего 9%, при том что 43% всех жалоб не сопровождались проверкой.

3. Третий этап консолидации 2012 — н.в.

С 2012 года произошли следующие события:

1. В январе 2012 года зарегистрирована первая в России саморегулируемая организация в сфере оказания медицинских услуг.

2. В январе 2012 года состоялся I-й Национальный Конгресс частных медицинских организаций в Москве на тему «Развитие частной медицины как неотъемлемой части системы охраны здоровья граждан».

3. Проверка в 2012 году Федеральной антимонопольной службой деятельности Рособрнадзора по аккредитации образовательных организаций.

4. Разрушение ФАСом в 2012-2013 гг. монополии государственных ВУЗов в сфере дополнительного профессионального образования врачей и выдачи сертификата специалиста медработникам.

5. Проверка в декабре 2012 года Росздравнадзором органов лицензирования субъектов РФ по инициативе Национального союза.

6. В июле 2013 года Минздрав издал письмо, в котором признал, что приказы ведомства не могут применяться при оформлении бланка лицензии, переоформление лицензии не требуется при изменении Минздравом классификации видов медицинской помощи.

7. В ноябре 2013 года в Москве состоялся II-ой Национальный Конгресс частных медицинских организаций на тему «Переход к рыночному здравоохранению в условиях социального государства».

8. С 01 января 2014 года была запрещена реклама медицинских услуг. Благодаря усилиям Национального союза 3 июля 2014г. вступили в силу изменения в Законе о рекламе, вновь разрешающие рекламу медицинских услуг.

9. По инициативе Национального союза и по поручению правительства РФ в конце 2014 года ФАС России была проведена проверка осуществления Росздравнадзором государственной функции по контролю качества и безопасности медицинской помощи.

10. На апрель 2015 года запланирован III-й Национальный Конгресс частных медицинских организаций в Москве на тему «Формирование благоприятного делового климата и повышение безопасности медицинских услуг».

Начало 2012 года ознаменовалось двумя важными событиями: в январе была зарегистрирована первая в России саморегулируемая организация в сфере оказания медицинских услуг — СРО НП «Объединение частных медицинских клиник и центров», г.Москва. Были разработаны необходимые для регистрации правила и стандарты деятельности саморегулируемой организации в сфере оказания медицинских услуг. Также в январе состоялся I-й Национальный Конгресс частных медицинских организаций в Москве на тему «Развитие частной медицины как неотъемлемой части системы охраны здоровья граждан».

Закономерным продолжением взаимодействия между ФАС и предпринимательским сообществом стала проверка Федеральной антимонопольной службой деятельности Рособрнадзора по аккредитации образовательных организаций. Касаясь предыстории вопроса, необходимо отметить, что до 2011 года аккредитация образовательных организаций проводилась по-сути незаконно, поскольку отсутствовали Федеральные государственные требования к программам, в частности в сфере медицины. Разработка данных требований была возложена на Министерство образования, при этом отраслевые министерства в т. ч. Минздравсоцразвития, не проявляли заинтересованности в разработке требований, что не способствовало установлению единых подходов к обучению специалистов.

После изменения закона об Образовании с 1 января 2011 года органы ответственные за аккредитацию перестали ее осуществлять в отношении организаций дополнительного профессионального образования (ДПО), ссылаясь на отсутствие требований к программам. При этом сохранялась действующая аккредитация и продлевалась аккредитация ВУЗов, на том основании, что для высшего образования существуют государственные образовательные стандарты. Рособранадзор занял позицию, что ВУЗы имеют право выдавать документы государственного образца о дополнительном профессиональном образовании на основании аккредитации программ высшего образования. Такая ситуация ставила образовательные организации в неравные условия, тем более, что приказом Минздравсоцразвития №705н признавались документы исключительно государственного образца.

ФАС вынесла предписание Рособрнадзору внести изменения во все действующие свидетельства об аккредитации: исключив дополнительное профессиональное образование. В результате ряда судебных разбирательств в 2011-2012гг. между Рособрнадзором и ФАСом с участием экспертов Национального союза в новом законе об Образовании, принятом в 2013 году, норма об аккредитации программ ДПО была исключена. Кроме того в связи с приказом №705н ФАС приняла решение в отношении Минздрава России, установив наличие нарушения Закона о защите конкуренции. Минздрав России согласился с позицией ФАС и отменил приказ №705н, содержавший дискриминационное требование о признании документов лишь государственного образца, для выдачи которых требовалась аккредитация, приняв новый приказ от 3 августа 2012 г. N 66н.

История с медицинским образованием имела продолжение в 2013 году. Минздрав подготовил приказ «О выдаче сертификата специалиста медработникам», который вступил в силу 29 марта 2013 года. Согласно приказу, сертификаты специалиста могли выдавать только государственные образовательные учреждения. При этом для допуска к экзамену требовалось представить документы о ДПО (повышение квалификации, переподготовка) государственного образца. В апреле 2013 года экспертами Национального союза было подготовлено заключение по результатам проведения антикоррупционной экспертизы данного приказа Минздрава. В августе 2013 года в него были внесены изменения, согласно которым, негосударственные образовательные учреждения, имеющие лицензию, получили право выдавать сертификаты специалиста, документы государственного образца более не требуются.

В этом периоде также продолжалась работа по изменению лицензионных процедур. Так в декабре 2012 года по инициативе Национального союза состоялась проверка Росздравнадзором, который в тот момент возглавляла профессор Е.А. Тельнова, органов лицензирования субъектов РФ. Росздравнадзором были сделаны выводы, подтвердившие более ранние выводы ФАСа о том, что нарушения носят системный характер, выявлены во всех субъектах РФ, создают искусственные барьеры, ухудшающие деловой и инвестиционный климат.

В сфере лицензирования за долгие годы сложилась порочная практика, в соответствии с которой приложение к лицензии в части работ (услуг) оформлялось с учетом видов помощи (первичная, специализированная и т.д.) согласно приказам Минздрава. Изменение видов помощи Минздравом приводило к требованию о переоформлении лицензии. В 2013 году вышел приказ Минздрава №121н. Новый руководитель Росздравнадзора издал письмо от 20 мая 2013 г. № 16и-490/13 о необходимости оформлять лицензии согласно приказа №121н. Одним из негативных последствий такой политики стал повсеместный отказ страховыми компаниями в оплате услуг, оказанных медицинскими организациями и учреждениями в системе ОМС, если в лицензии были указаны старые виды помощи, несмотря на то, что сами услуги не изменились. ФАС и Министерство экономического развития и торговли в ходе Экспертного совета ФАС, посвященного проблемам лицензирования медицинской деятельности, не согласились с позицией Росздравнадзора, поскольку в бланке лицензии, утвержденном Правительством РФ, предусмотрено указание работ (услуг) согласно положению о лицензировании, утверждаемом также Правительством РФ. В результате действий Национального союза Минздрав издал разъяснения, согласно которому переоформление лицензий не требуется, поскольку приказ №121н не применяется при оформлении бланка лицензии.

С 01 января 2014 года была запрещена реклама медицинских услуг. 3 июля 2014г. вступили в силу изменения в Законе о рекламе, вновь разрешающие рекламу медицинских услуг. Автором поправок выступил Калашников С.В., председатель комитета по охране здоровья Государственной Думы, обоснование закона подготовлено экспертами Национального союза.

4. Деятельность Национального союза

региональных объединений частной системы здравоохранения

4.1. Краткая информация об организации

В июле 2010 года Национальный союз был зарегистрирован в форме Некоммерческого Партнерства.

Изначально были определены основные цели Национального союза:

- устранения административных барьеров на пути развития предпринимательства в сфере оказания медицинских услуг;

- формирование цивилизованного рынка медицинских услуг;

- создание единого информационного поля частной системы здравоохранения;

- развитие института саморегулирования по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг.

В настоящее время в Национальный союз входят 26 Некоммерческих партнерств и Ассоциаций из 22 регионов РФ:

по две организации из Москвы, С-Петербурга, Омска и Липецка;

Калининграда, Смоленска, Ярославля, Иваново, Владимира, Костромы, Тулы, Пензы, Ставрополя, Ижевска, Перми, Тольятти, Уфы, Челябинска, Новосибирска, Томска, Кемерово, Красноярска, Якутска, Владивостока;

также в состав Национального союза входит Межрегиональная ассоциация Остеопатов.

Количество юридических лиц в каждом региональном объединении варьирует от 7 до 105, как в СРО НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» г.Москва. Общее число частных медицинских организаций, состоящих в 26 региональных объединениях, составляет около 1000.

По имеющимся в нашем распоряжении данным в субъектах РФ существуют в зарегистрированном виде еще около 15-20 объединений предпринимателей. Общее количество юридических лиц участвующих в консолидированных структурах частного здравоохранения в России составляет около 1600. Общее число частных медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих право на работу (медицинские лицензии) составляет 50 300. Таким образом, лишь чуть более 3% предпринимателей, работающих в сфере оказания медицинских услуг, объединены сегодня для решения общих задач.

4.2. Основные направления и результаты деятельности

4.2.1. Устранения административных барьеров на пути развития предпринимательства в сфере медицинских услуг

Деятельность региональных объединений предпринимателей по устранению административных барьеров осуществляется по нескольким направлениям.

1. Участие представителей региональных партнерств в деятельности общественных советов, создаваемых при федеральных и региональных министерствах здравоохранения, Росздравнадзоре, Роспотребнадзоре.

Проводимая при этом работа позволила не только наладить диалог с властью, но и принять непосредственное участие в формировании нормативно-правовой базы здравоохранения.

Так, например, благодаря данной работе для частных медицинских организаций были исключены обязательные штатные нормативы, предусмотренные в порядках оказания медицинской помощи. В последующем они стали рекомендательными и для государственных ЛПУ.

Благодаря нашей деятельности был полностью переработан приказ Минздрава, регламентирующий порядок оказания медицинской помощи по косметологии, что позволило сохранить рынок косметологических услуг, путем устранения из приказа Министерства здравоохранения РФ возможности оказания косметологических услуг за счет средств бюджета.

Президент Национального союза Лазарев С.В. является членом общественного совета при Минздраве РФ.

2.Участие в работе экспертных советов по вопросам конкуренции в здравоохранении Федеральной антимонопольной службы и её территориальных управлений.

По инициативе Национального союза и при непосредственном участии наших экспертов были разработаны методические рекомендации территориальным органам Федеральной антимонопольной службы по вопросам лицензирования медицинской деятельности, реализация которых была призвана способствовать исключению административных барьеров в ходе прохождения процедуры лицензирования, соблюдению прав и законных интересов лицензиатов и соискателей лицензии.

В соответствии с этими рекомендациями в 2010 году Федеральная антимонопольная служба провела проверку всех органов лицензирования медицинской деятельности субъектов РФ за 2008, 2009 и первую половину 2010 года, по результатам которой территориальными органами ФАС России было возбуждено 24 дела по признакам нарушения статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Многие положения методических рекомендаций нашли отражение в новом Законе о лицензировании, в частности установлен единый бессрочный (неограниченный) срок действия лицензии, сокращен перечень полномочий лицензирующих органов, введены права и обязанности должностных лиц лицензирующих органов, чего не было в предыдущем Законе.

По инициативе Национального союза и при непосредственном участии экспертов Национального союза ФАС России в 2012 году добился от Минздрава изменения порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам. Результатом этой работы стало издание нового приказа Минздрава от 03.08.2012 N 66н, в котором отсутствует требование о государственной аккредитации образовательной организации и признании документов исключительно государственного образца.

По инициативе Национального союза в июле 2013 года было проведено заседание экспертного совета ФАС и представителей Минздрава по проблемам, возникшим в связи с выходом приказа Минздрава № 121н, регламентирующего лицензирование медицинской деятельности и, по мнению Росздравнадзора, предписывающем переоформление лицензий на медицинскую деятельность всем медицинским учреждениям и организациям России (около 90 000 лицензий). По итогам заседания Минздравом при непосредственном участии наших экспертов было подготовлено и опубликовано письмо, разъясняющее отсутствие необходимости в переоформлении лицензий.

По инициативе Национального союза в 2014 году было проведено заседание экспертного совета ФАС по вопросу принятии Роспотребнадзором нового СанПиНа по радиационной безопасности в мед организациях, что позволило внести ряд изменений в нормативный документ, устраняющий административные барьеры для работы медицинских организаций.

По инициативе Национального союза и по поручению правительства РФ в 2014 году ФАС России была проведена проверка деятельности Росздравнадзора в сфере лицензирования медицинской деятельности. Доклад по итогам проведенной работы представлен вице-премьеру О. Голодец.

3.Участие в работе тарифных комиссий Территориальных фондов ОМС.

Благодаря этой работе увеличилось количество частных медицинских организаций, участвующих в системе ОМС.

Одним из достижений в деятельности Национального союза по устранению административных барьеров является отмена в 2014 году изменений в Законе о рекламе, запрещающих рекламу медицинских услуг, которая была проведена совместно с Федеральной антимонопольной службой России и комитетом Государственной Думы по охране здоровья.

4.2.2. Формирование цивилизованного рынка медицинских услуг

Национальный союз активно занимается разработкой и внедрением цивилизованных правил на рынке медицинских услуг, предусматривающих в первую очередь равные права участников рынка и добросовестную конкуренцию.

С этой целью Национальным союзом:

- в 2012 и 2013 годах были проведены два Национальных конгресса частных медицинских организаций, на каждом из которых присутствовали до 200 руководителей частного здравоохранения из 43-45 субъектов РФ.

- в 2013 году совместно с региональными организациями были организованы и проведены пять Форумов частных медицинских организаций: Дальнего Востока (Владивосток), Сибири (Красноярск), Урала (Челябинск), Поволжья (Саратов), Северо-Запада России (С-Петербург). В данных Форумах приняли участие около 500 руководителей частных медицинских организаций.

- в 2014 году было проведено 7 конференций (3 в Москве, Тюмени, Новосибирске, Уфе и Липецке) по актуальным медико-правовым вопросам рынка медицинских услуг.

Данные мероприятия проводились при участии представителей Минздрава, ФАС и других органов власти.

Резолюции, принимаемые по итогам проводимых мероприятий, были направлены в Государственную Думу, ФАС, Минздрав, Минэкономразвития, правительство РФ. В ответ нами были получены письма о рассмотрении наших предложений для дальнейшего использования в работе.

В результате, сегодня уже на уровне Думы, правительства и отраслевого министерства обсуждаются предлагаемые предпринимателями вопросы по реформированию системы ОМС, оказанию платных услуг в государственных ЛПУ, сочетание систем обязательного и добровольного медицинского страхования и другие.

4.2.3. Создание единого информационного поля частной системы здравоохранения

Совместно с Центром стратегических инициатив «Частное здравоохранение» Национальный союз провел 28 семинаров для руководителей частного здравоохранения в 19 городах РФ. Цель семинаров сводилась к разъяснению требований законодательства с сфере медицинской деятельности и способам преодоления административных барьеров. До настоящего времени во многих регионах РФ постоянно нарушаются законодательство при проведении государственного надзора и контроля. Превышение полномочий надзорными органами в регионах РФ являются нормой жизни. Даже при наличии нормальных государственных правовых актов, мы повсеместно сталкивается с их неправильным применением.

Кроме того, в рамках Национального союза между предпринимателями происходит обмен практикой судебных разбирательств, что позволяет грамотно отстаивать свои права и препятствовать принятию неправомерных судебных решений.

Одним из направлений нашей работы является распространение среди членов Национального союза новостей нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения, что позволяет нашим членам быть в курсе всех изменений законодательства и нормативно-правовых актов.

4.2.4. Развитие института саморегулирования по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг

К концу 2011 года Национальным союзом была создана концепция саморегулирования по предпринимательскому типу в сфере оказания медицинских услуг и начата практическая работа по её реализации.

24 января 2012 года первая организация - НП «Объединение частных медицинских клиник и центров» - получила статус саморегулируемой организации. За два года количество членов в ней увеличилось с 26 до 107, что свидетельствует о положительной динамике развития организации. В устав Национального союза было включено в качестве приоритетного направления деятельности положение о приобретении членами союза статуса саморегулируемых организаций.

В течение двух лет количество объединений, получивших статус СРО по предпринимательскому типу в сфере медицинских услуг, достигло 13-ти. Это объединения предпринимателей Москвы, С-Петербурга, Пензы, Тольятти, Уфы, Челябинска, Красноярска, Саратова, а также межрегиональные объединения.

До конца января получит статус СРО объединение частных медицинских организаций Ставрополя. По плану в первом квартале 2015 года сдадут документы для получения статуса СРО объединения Смоленска и Вологды.

Национальным союзом были разработаны и опубликованы в виде брошюры методические материалы по созданию и практике саморегулирования в сфере оказания медицинских услуг, которые активно распространяются на всех мероприятиях с участием представителей медицинского бизнеса с целью дальнейшего развития процесса саморегулирования в здравоохранении.

В настоящее время идет активная работа по формированию стандартов предпринимательской деятельности в сфере оказания медицинских услуг.

5. Основные проблемы, препятствующие развитию рынка медицинских услуг

1. Отсутствие адекватного условиям рынка медицинских услуг нормативно-правового регулирования в здравоохранении.

2. Отсутствие налоговых и иных льгот для малых и микро- предприятий частной системы здравоохранения.

3. Тарифы ОМС установлены ниже себестоимости услуг, оказываемых в частных медицинских организациях, что затрудняет интеграцию медицинского бизнеса в систему ОМС.

4. Добровольное медицинское страхование не получило широкого распространения и в значительной степени дублирует ОМС. Граждане вместо добровольного страхования, которое должно быть дополнительным к обязательному, оплачивают медицинские услуги, зачастую входящие в программу государственных гарантий.

5. Отсутствие в России единой национальной врачебной организации, способной взять на себя имущественную ответственность за результаты профессиональной деятельности врачей.

Одной из важнейших проблем является состояние врачебного сообщества в России, где врач, являясь объектом, а не субъектом права, не несет ответственности перед пациентом, а, значит, пациент не может рассчитывать на качественную и безопасную помощь. Неумение и нежелание чиновников от здравоохранения изменить положение врача не позволит преодолеть кризис здравоохранения в стране. Еще 2-3 года и страна может дополнительно потерять до 15-20% врачей, бесправное положение которых угнетает их больше, чем низкая зарплата.

Национальный союз региональных объединений частной системы здравоохранения активно взаимодействует с Российским медицинским обществом, которое является официальным представителем России во Всемирной медицинской ассоциации. Представители Национального союза вошли в состав Оргкомитета 66-й Генеральной Ассамблеи Всемирной медицинской ассоциации, которая пройдет в Москве с 12 по 18 октября 2015 года. Темой научной сессии Генеральной Ассамблеи в Москве утвердили «Медицинское образование».

6. Наличие квазирынка в виде платных медицинских услуг в государственных ЛПУ, создающее условия для демпинга цен и тем самым препятствующее созданию цивилизованного рынка медицинских услуг.

7. Наличие экономической дискриминации (низкие тарифы) в допуске частных медицинских организаций к участию в Программе государственных гарантий и оказанию высокотехнологичной медицинской помощи.

8. Наличие законодательной дискриминации организаций частной системы здравоохранения в допуске к оказанию отдельных видов медицинских услуг (запрет на заготовку и хранение донорской крови и ее компонентов, лечение наркоманов, забор, заготовку и трансплантацию органов и тканей человека, медико-социальную экспертизу).

9. Избыточность администрирования при лицензировании и проведении проверок частных медицинских организаций. Необоснованное и нецелесообразное усиление превентивного государственного надзора при отсутствии внятных нормативных требований в сфере медицинской деятельности, особенно со стороны Росздравнадзора.

10. Отсутствие в Министерстве здравоохранения РФ специалистов по рыночной экономике, способных понять пагубность равных требований к государственным лечебно-профилактических учреждениям (где собственник государство, а потому контроль, чтобы не воровали и исполняли государственное задание понятен) и частным медицинским организациям, где требование о закупке лишнего оборудования лишь увеличивают стоимость медицинской услуги и не приводит к улучшению качества и безопасности медицинских услуг. Уже известно, что огромные средства бюджета, потраченные на закупку дорогостоящего оборудования по программе модернизации здравоохранения, израсходованы нерационально.

Часть оборудования простаивает в связи с нехваткой специалистов, а часть – в связи с отсутствием пациентов или показаний к его применению.

11. Большие проблемы возникнут в здравоохранении с 1 января 2016 года, когда Законом №323 «Об основах охраны здоровья граждан» вводится обязательная аккредитация врачей и отменяются существующие у них сегодня сертификаты. 12 ВУЗам России будет просто невозможно провести аттестацию 600 000 врачей и 1 500 000 медицинских сестер. За оставшееся время до введения данного положения закона в России у министерства здравоохранения России нет никакой концепции по реализации данного положения. Более того, утверждение положения, по которому лишь 12 государственных ВУЗов будут проводить аккредитацию, а не все учебные центры, имеющие лицензии на осуществление образовательной деятельности, приведет к усилению коррупции, негативным судебным решениям в отношении врачей, еще большим возможностям для притеснения частных медицинских организаций, которые будут лишены возможности выбора, где врачам пройти аккредитацию.

Особенно трудно будет тем регионам РФ, где нет медицинских учебных заведений. Отсутствие добросовестной конкуренции при аккредитации приведет к сокращению инвестиций собственников в медицинский бизнес. Существующее отношение к частному здравоохранению в регионах уже привело к закрытию многих медицинских организаций. С учетом резкого сокращения государственных медицинских учреждений, проводимого в рамках реформы здравоохранения, это приведет к резкому сокращению доступности любой медицинской помощи и услуг.

Заключение

За прошедшие 10 лет государство не выделило реальных средств на формирование гражданского общества в такой важной сфере как здравоохранение, где работает более 3,5 млн человек, обладающих правом голоса на выборах. Не получило поддержки и предпринимательское сообщество, которое вот уже 8-10 лет пытается самостоятельно решать вопросы необходимые для укрепления экономики нашего государства. Парадокс в нашей стране состоит в том, что именно тот незначительный слой медицинских организаций, который готов создавать условия, мотивирующие к развитию рынка, работе по закону подвергается карательному государственному надзору, непомерным и чаще незаконным штрафным санкциям со стороны тех, кто не способен создавать национальные богатства.