Лицензирование медицинской деятельности по понятиям

Статья
Лазарев С.В., Борисов Д.А., Мисюлин С.С.

Бесконечно меняя правила игры, Минздрав наконец привел систему лицензирования в отрасли к полному абсурду

17 Мая 2014Выделить главное вкл выкл 1925

Лицензирование медицинской деятельности всегда проводилось не по закону, а по понятиям, несмотря на то, что с 1998 года было принято уже три закона о лицензировании. Бесконечно меняя правила игры, Минздрав наконец привел систему лицензирования в отрасли к полному абсурду.
Сложившийся порядок лицензирования медицинской деятельности по понятиям на практике в конечном итоге привел к проблемам с оплатой услуг ФОМС по проведению диспансеризации и работе дневных стационаров. Основным аргументом при этом ФОМС посчитал отсутствие в приложении к лицензиях медицинских организаций услуг по проведению профилактических осмотров. То есть ФОМС может оплатить отдельно работу врачей-специалистов (терапевта, хирурга, офтальмолога и др.), но не может оплатить их работу, если эта работа осуществляется в рамках профилактического осмотра.
Однако, это только одна глупость, связанная с наличием процесса лицензирования медицинской деятельности.
Оказалось, что органы лицензирования при заполнении бланка лицензии, никогда не читают, что написано в бланке мелким шрифтом. А там написано, что виды работ и услуг в лицензии указываются в соответствии с перечнем работ (услуг), установленным положением о лицензировании соответствующего вида деятельности.
Положение о лицензировании медицинской деятельности установлено постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и в соответствии с этим постановлением и нужно писать виды работ и услуг в приложении к лицензии.
Однако во всех лицензиях на медицинскую деятельность приложения оформляются в соответствии с приказом Минздрава, а не постановления правительства.
Никто не читал и не читает Закон о лицензировании.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающие перечни выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, устанавливаются Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности, типовой формы лицензии и определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности, относится к полномочиям Правительства Российской (ст.5 Закона 99-ФЗ).
Положение о лицензировании медицинской деятельности и Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность утверждено постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N291. В отличие от приказа Минздрава РФ от 11.03.2013 N121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях», которым руководствуются органы лицензирования, в данном постановлении работы и услуги не разделены по условиям их оказания и по видам медицинской помощи.
И если в постановлении Правительства написаны услуги по терапии, то не нужно дополнять эти услуги в соответствии с приказом Минздрава словами «первичная медико-санитарная», «специализированная» и т.п.
Требования к оформлению лицензии определены постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. N 826 «Об утверждении типовой формы лицензии», которым также предписано, что в лицензии виды работ и услуг, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности указываются в соответствии с перечнем работ и услуг, установленным положением о лицензировании соответствующего вида деятельности (о каком-либо приказе не сказано).
Принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования Закон о лицензировании относит к полномочиям правительства РФ и органы лицензирования, руководствуясь при выдаче и переоформлении лицензии приказом Минздрава, на практике нарушают требования законодательства о лицензировании.
Чтобы ещё более закрепить беззаконие в процессе лицензирования, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) издает письмо от 20 мая 2013 г. N 16и-490/13, в котором доводит до сведения лицензирующих органов, что с 26 мая 2013 г. предоставление и переоформление лицензий на осуществление медицинской деятельности должно осуществляться строго в соответствии с утвержденными Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.03.2013 N 121н требованиями.
Само название этого письма - «О соблюдении законодательства при лицензировании медицинской деятельности» - звучит издевательством на законодательством.
Минздрав обосновывает свое беззаконие тем, что приказ от 11.03.2013 N 121н издан в соответствии с пунктом 3 постановления правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291, в котором указано, что требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации».
Однако, в данном пункте ничего не говорится о том, что приложение к лицензии необходимо оформлять в соответствии с приказом Минздрава. Кроме того, текст приказа N 121н вообще не содержит никаких требований к организации и выполнению работ и услуг, а просто еще раз перечисляет утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, классифицировав их по видам медицинской помощи и условиям оказания.
Исчерпывающие требований к организации и выполнению работ и услуг в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан (целях лицензирования) содержатся в «Порядках оказания медицинской помощи», изданных и издаваемых Минздравом РФ и поэтому издание дополнительного приказа в данном случае просто не требовалось.
Так, например, приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н утверждено «Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2010 N 243н установлены правила организации оказания специализированной медицинской помощи на территории Российской Федерации и т.д.
То есть, требования пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291 выполняются в полном объеме в приказах Минздрава РФ, определяющих порядки оказания медицинской помощи.
Подобное положение дел с нарушением законодательства при лицензировании медицинской деятельности сложилось уже не первый год. Так в предыдущем Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30, было четко написано, что для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указывает виды работ (услуг) по перечню согласно приложению к настоящему Положению.
В тоже время, вышедший вслед постановлению правительства приказ Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 г. N 323, установил, что работы и услуги в приложении к лицензии должны оформляться в соответствии с Перечнем, установленным данным приказом.
На практике получалось, что соискатель лицензии не мог выполнить требование постановления правительства, так как органы лицензирования требовали оформлять заявление о предоставлении лицензии в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ.
На сегодняшний день сложилась ситуация, что медицинские организации имеют приложения к лицензии, оформленные по трем приказам - приказу Минздрава РФ от 26 июля 2002 г. N 238, приказу Минздравсоцразвития РФ от 10 мая 2007 г. N 323 и приказу Минздрава РФ от 11.03.2013 N121н. Одинаковыми в них являются работы и услуги, но разными условия их оказания и виды медицинской помощи. Возникает закономерный вопрос – какие лицензии в таком случае считать правильно оформленными?
Например, услуги по терапии в лицензиях оформлены в трех видах:
1. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому.
2. При осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной помощи.
3. При оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара.
Лицензии на сегодняшний день в соответствии с законом являются бессрочными и переоформлению не подлежат. В таком случае у органов лицензирования возникают проблемы при проведении лицензионного контроля. Если законодательство рассматривает наличие в лицензии только услуги по терапии, то приложение к лицензии оформлено правильно. А если подходить с точки зрения органов лицензирования, то просматриваются нарушения, однако при этом по закону такую лицензию нельзя переоформить.
Органы лицензирования такой установившийся порядок аргументируют тем, что если оформлять приложение к лицензии просто по терапии, не указывая при этом условия оказания медицинской помощи, то лицензиаты кроме амбулатории откроют и стационары, вместо первичной медико-санитарной помощи станут и специализированную помощь оказывать, и при этом их никто не проверит. Но ведь законодательством предусмотрен лицензионный контроль, который проводится как раз в отношении осуществляемой деятельности, а не предполагаемой при выдаче лицензии. Медицинские организации подвергаются массированному давлению в тот момент, когда они ещё не осуществляют никакой деятельности, а только пытаются получить лицензию. И в то же время они в большинстве случаев остаются бесконтрольными, когда непосредственно работают.
Лицензионные требования установлены не для того, чтобы предполагать, как они будут соблюдаться, а для того, чтобы лицензиат неукоснительно соблюдал их при выполнении работ и услуг. И именно проверкой этого должны заниматься органы лицензирования.
Сложившаяся ситуация привела к тому, что в течение года с момента выхода постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291 органы лицензирования не переоформляли лицензии в связи с изменением работ (услуг), так в действовавшем приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 10 мая 2007 г. N 323 не было новых работ (услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291. Тем самым органы лицензирования, отказывая медицинским организациям в переоформлении лицензии, фактически заставляли их выполнять работы (услуги), подлежащие внесению в приложение к лицензии, с нарушением законодательства.
Например, медицинские организации, получив отказ в переоформлении лицензии по оказанию услуг «пластическая хирургия», продолжали оказывать услуги по «косметологии хирургической», несмотря на то, что данные услуги были исключены из перечня услуг, подлежащих включению в лицензию новым «Положением о лицензировании медицинской деятельности».
Росздравнадзор вместо того, чтобы наконец привести процесс лицензирования медицинской деятельности в соответствие с требованиями действующего законодательства, заставляет органы лицензирования нарушать эти требования при лицензировании медицинской деятельности.
Аналогично поступает и Роспотребнадзор при оформлении санитарно-эпидемиологических заключений для получения лицензии на медицинскую деятельность. Несмотря на то, что письмом Роспотребнадзора от 26 апреля 2013 г. N 01/4900-13-32 «Об оформлении санитарно-эпидемиологических заключений» предписано дополнительно в приложении к санитарно-эпидемиологическому заключению указывать для медицинской деятельности перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), Роспотребнадзор продолжает руководствоваться приказом Минздрава, а не постановлением Правительства.
Учитывая, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. N 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» Росздравнадзор осуществляет контроль за реализацией исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в области лицензирования, органы лицензирования поставлены в условия, при которых вынуждены нарушать требования законодательства и нормативно-правовых документов при лицензировании медицинской деятельности, так как этого требует Росздравнадзор.
Никто не собирается наводить порядок в лицензировании медицинской деятельности. Противоречия, существующие между законодательством и нормативно-правовыми документами, выпускаемыми Минздравом, не только не устраняются, но продолжают расширяться путем выпуска новых документов.
Лицензирование медицинской деятельности из года в год не по закону, а по установившимся понятиям уже привело к проблемам с оплатой услуг со стороны ФОМС, что потребовало дополнительного письма Минздрава с разъяснениями сложившейся ситуации. Но если сегодня не привести лицензирование медицинской деятельности в полное соответствие с требованиями законодательства, то проблемы лицензирования и лицензионного контроля будут только нарастать.