Материал обновлен 28.02.2024. Оказание первой помощи. Взаимодействие медицинских организаций, участвующих и не участвующих в системе ОМС, в связи с оказанием скорой и экстренной медицинской помощи пациентам

Статья
Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Вызов скорой медицинской помощи. Оказание специализированной медицинской помощи в системе ОМС без направления, выданного лечащим врачом по месту прикрепления

28 Февраля 202461 621 зн.30 A46 000 руб.# 1556Выделить главное вкл выкл 465

Обновление материала

28.02.2024. Добавлены:
- Вопрос 4. Об оказании первой и неотложной помощи пациентам
- Вопрос 5. Об использование автоматического наружного дефибриллятора
- Раздел 6. Оказание первой помощи медицинскими работниками
- Раздел 7. Обязанности работодателя по принятию мер по оказанию первой помощи
- Раздел 8. Судебная практика по вопросу оказания первой помощи
- Раздел 9. Оказание экстренной и неотложной медицинской помощи медицинскими работниками

09.02.2024. Добавлены:
- Вопрос 2. Об отказе страховой компании в оплате без направления
- Обращение НАМО в Минздрав. О том, что у медицинской организации отсутствует возможность для установления факта прикрепления пациента к организации, выдавшей направление
- Вопрос 3. О вызове скорой помощи и госпитализации пациента частной клиники
- Раздел 4. Оплата скорой медицинской помощи, вызванной частной медицинской организацией
- Раздел 5. Оплата медицинской помощи в экстренной форме в условиях стационара

 

Вопрос 1. Имеет ли право медицинская организация на коммерческом приёме выдать направление на оказание специализированной медицинской помощи в плановом порядке в системе ОМС?

Ответ на вопрос 1. Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 21 Приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» (далее – Положение № 543н) первичная специализированная медико-санитарная помощь организуется в соответствии с потребностями населения в ее оказании, с учетом заболеваемости и смертности, поло-возрастного состава населения, его плотности, а также иных показателей, характеризующих здоровье населения. Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию.

Из пункта 4 статьи 21 Закона № 323-ФЗ следует, что для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно статье 2 Закона № 323-ФЗ лечащий врач - врач, на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения. Лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи (пункт 2 статьи 70 Закона № 323-ФЗ).

ТФОМС трактует что лечащий врач, это врач медицинской организации, которую выбирает застрахованное лицо в соответствии с заявлением (к которой прикреплен застрахованный). Данное обстоятельство является обязательным условием для оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме застрахованным лицам в медицинской организации по системе ОМС.

 

Вопрос 2. Нам срочно требуется консультация медицинского юриста. Наша организация имеет объемы по диагностическим исследованиям: ЭГДС, видеоколоноскопия и ЭХО-КГ сердца, мы работаем уже 4 года в системе ОМС по данным диагностическим исследованиям.

К нам обращаются пациенты как с направлениями из других государственных клиник, но так же, мы оказываем диагностические исследования по ОМС (бесплатно) пациентам которые обслуживаются у нас на платной основе, т. е. соблюдаем преемственность по оказанию услуг (первичный осмотр пациента нашим врачом на платной основе и предоставление диагностического исследования пациенту по ОМС - согласно программе государственных гарантий), и ранее у нас не возникало проблем со страховыми компаниями.

Но в этом году страховая компания «_» сняла с нас оплату за исследование колоноскопию за то, что у пациента отсутствует направление на видеоколоноскопию из поликлиники по месту прикрепления, но у пациента имелось направление на данное исследование от нашего врача, т. е. первичный осмотр пациента с рекомендациями на обследование и затем повторный осмотр после обследования.

Наши попытки получить от страховой компании объяснения и от фонда ОМС не дали результата, они утверждают, что только по направлению из государственной поликлиники мы имеем право оказывать услуги по ОМС, а сами направлять к себе на исследования не имеем право.

Не могли бы Вы разъяснить нам данную ситуацию, правомерно ли данное снятие со стороны страховой компании с нас денег за проведенное нами исследование. На диагностические исследования, на сколько я знаю не обязательно иметь прикрепленное население, помощь мы можем оказывать и по направлению от других поликлиник, тогда почему мы не можем сами себе направлять пациентов на исследования по ОМС имея объемы на данные исследования?

Ответ на вопрос 2.

1. Вы правы, для оказания специализированной помощи не требуется прикрепленное население, средства выделяются в виде количества приемов, исследований, операций.

2. При этом ФФОМС, ТФОМС и страховые медицинские организации требуют наличия направления, выданного по месту прикрепления.

3. В настоящее время сформировалась соответствующая судебная практика:

- пациенты без направлений могут получить в стационаре только экстренную и неотложную помощь в системе ОМС

- на плановое лечение в стационар должна направлять поликлиника, к которой прикреплен пациент в системе ОМС

4. Можно выделить дополнительные вопросы:

- оформление направления медицинской организацией, не участвующей в системе ОМС

- оказание специализированной медицинской помощи в системе ОМС без направления, выданного лечащим врачом по месту прикрепления

- оплата медицинских услуг, оказанных застрахованным лицам за пределами территории субъекта, в котором выдан полис

5. Если кратко, то позиция указанных органов следующая.

Согласно части 5 статьи 84 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — закон N 323-ФЗ) медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

- при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 настоящего Федерального закона (см. пункт 4).

Таким образом, бесплатно в системе ОМС медицинские организации могут и обязаны оказывать медицинские услуги строго в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 21 закона N 323-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 21 закона N 323-ФЗ гражданин имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н).

Согласно части 2 указанной статьи для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).

Согласно части 4 указанной статьи для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Гражданин вправе выбрать не только государственную, но и частную организацию для прикрепления. Но проблема на самом деле гораздо глубже. Пациент может предоставить медицинской организации направление из государственной поликлиники, но не из той, к которой он прикреплен. При этом у медицинской организации отсутствует возможность для установления факта прикрепления пациента к организации, выдавшей направление.

 

Национальная Ассоциация медицинских организаций обратилась в Минздрав России и ФФОМС 17.11.2023, повторно в Правительство РФ 28.12.2023, но ответ пока не поступил.

О направлении на оказание специализированной медицинской помощи

ЗАПРОС РАЗЪЯСНЕНИЙ

Национальная Ассоциация медицинских организаций (далее — НАМО, Ассоциация) действует на основании подпункта 5 пункта 1, подпункта 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

В настоящее время члены Ассоциации столкнулись с отказом в оплате оказанной специализированной медицинской помощи в системе ОМС. Основанием для отказа послужил тот факт, что направление на получение специализированной медицинской помощи было выдано пациенту медицинской организацией, которая не была в установленном порядке выбрана этим пациентом при оказании ему первичной медико-санитарной помощи. При этом ни форма направления на оказание специализированной медицинской помощи, ни какие-либо доступные нам источники информации не позволяют медицинской организации, в которую обратился пациент с направлением на госпитализацию, проверить, выдано ли это направление учреждением, к которому пациент «прикреплен» для получения первичной медико-санитарной помощи.

Тем не менее соответствующая практика отказа в финансировании оказанной медицинской помощи была поддержана Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда РФ, которая в своем определении от 20 июля 2022 года № 305-ЭС22-1518 по делу N А41-83071/2020 указала, что «получение направления лечащего врача медицинской организации, выбранной застрахованным лицом в соответствии с Приказом N 1342н, является одним из обязательных условий для получения специализированной плановой медицинской помощи застрахованными лицами как по месту жительства, так и в медицинской организации за пределами субъекта Российской Федерации, в котором проживает застрахованное лицо».

В этих условиях просим разъяснить следующее:

1. Каким документом или каким информационным источником должен подтверждаться факт того, что направление на получение плановой специализированной медицинской помощи (госпитализацию) выдано пациенту той медицинской организацией, которая в установленном порядке была выбрана этим пациентом для получения первичной медико-санитарной помощи?

2. Вправе ли медицинская организация, в которую пациент направлен на получение плановой специализированной медицинской помощи (госпитализацию), требовать у пациента документ, подтверждающий факт того, направление на получение такой медицинской помощи (госпитализацию) выдано пациенту той медицинской организацией, которая в установленном порядке была выбрана этим пациентом для получения первичной медико-санитарной помощи?

3. Вправе ли медицинская организация, в которую пациент направлен на получение плановой специализированной медицинской помощи (госпитализацию), отказать в осуществлении такой госпитализации, если у госпитализирующей организации отсутствует подтверждение факта того, что направление на госпитализацию выдано надлежащей медицинской организацией (той, к которой пациент прикреплен для получения первичной медико-санитарной помощи)?

4. Если медицинская организация, оказывающая плановую специализированную медицинскую помощь не вправе отказать в госпитализации пациента, в отношении которого у госпитализирующей организации отсутствует подтверждение факта того, что направление на госпитализацию выдано надлежащей медицинской организацией, то за чей счет должна осуществляться оплата фактически оказанной пациенту медицинской помощи в случае отказа страховой медицинской организации или ТФОМС в соответствующем финансировании?

 

Вопрос 3. Частный медицинский центр осуществил вызов машины государственной (бесплатной) скорой медицинской помощи для своего пациента. Скорая медицинская помощь доставила пациента в государственную (ОМС) больницу, где пациент по итогам вызова прошел стационарное лечение.

Необходимо ли в данном случае частному медицинскому центру оплачивать услуги вышеуказанной скорой медицинской помощи и государственной больницы?

Ответ на вопрос 3 см. в разделах 4 и 5.

 

Общий вывод, который можно сделать из сложившейся практики состоит в том, что:

1. Органы власти, территориальные фонды обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации исходят из следующего:

1) законодательство регулирует оказание гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

2) в рамках программы государственных гарантий Минздравом утвержден порядок выбора, прикрепления к медицинской организации, участвующую в системе ОМС;

3) лечащий врач по месту прикрепления гражданина оформляет направление для первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме.

2. Имеется судебная практика, согласно которой:

1) направление может быть выдано любой организацией;

2) направление не является обязательным, гражданин может обратиться самостоятельно.

3. Право на оказание специализированной медицинской помощи без направления медицинской организации, участвующей в системе ОМС, с большой вероятностью придется отстаивать в суде, поскольку у органов власти имеется твердая установка по данному вопросу.

 

Вопрос 4. Какие приказы Минздрава регулируют оказание первой и неотложной помощи пациентам?

Ответ на вопрос 4. Подробнее данный вопрос рассмотрен в разделах 6 - 8.

Первая помощь не является медицинской, поэтому выделять пациентов в отдельную группу лиц, которым оказывается первая помощь, не вполне корректно.

Существуют приказы в отношении работников опасных производств, лиц, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, при чрезвычайных ситуациях, несчастных случаях и т. п.

В настоящее время отсутствуют специальные приказы, регулирующие оказание первой помощи пациентам.

Оказание первой помощи (условно назовем «базовая» первая помощь) регулируется Приказом Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи" (далее — приказ N 477н). Данный приказ распространяется на оказание базовой первой помощи пациентам.

Например, указанным приказом предусмотрено:

1) устранение угрожающих факторов для жизни и здоровья;

2) вызов скорой медицинской помощи, других специальных служб, сотрудники которых обязаны оказывать первую помощь (условно назовем «расширенная» первая помощь) в соответствии с федеральным законом или со специальным правилом;

3) определение наличия сознания, обеспечение дыхания, проведение сердечно-легочной реанимации, включая давление руками на грудину, искусственное дыхание, в том числе с использованием устройства для искусственного дыхания, входящего в аптечку первой помощи. Например, в состав аптечки, утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2020 N 1331н "Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам" (далее — приказ N 1331н), входит маска для сердечно-легочной реанимации, одноразового использования (см. пункт 3 перечня). В настоящее время отсутствуют требования к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи пациентам;

4) обзорный осмотр, остановка кровотечения, подробный осмотр, контроль состояния до прибытия скорой медицинской помощи, других специальных служб.

Медицинские работники не включены в список лиц, обязанных оказывать расширенную первую помощь с использованием медицинских изделий и лекарственных средств (за исключением входящих в аптечку первой помощи, требования к которой для медицинских организаций не утверждены), в том числе пациентам. Таким образом, медицинские работники оказывают базовую первую помощь, в том числе пациентам, на общих основаниях в объеме, предусмотренном приказом N 477н, далее пациент передается сотрудникам скорой помощи.

Каким может быть наказание за неоказание базовой первой помощи медицинским работником пациенту? На взгляд автора, речь может идти об ответственности на общих основаниях, например, в рамках статьи 125 "Оставление в опасности" "Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Если же работодатель обучит сотрудника на курсах оказания первой помощи и включит ее оказание в его должностные обязанности, то в данном случае речь может идти о статье 293 "Халатность".

В отношении неотложной медицинской помощи необходимо отметить следующее.

Согласно пункта 9 части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — закон N 323-ФЗ) пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.

Оказание неотложной медицинской помощи пациентам регулируется соответствующим порядками оказания медицинской помощи по профилям и другим приказами, регулирующими оказание медицинской помощи.

 

Вопрос 5. Какая категория медицинского персонала и на основании каких приказов Минздрава могут оказывать неотложную помощь с применением АНД (аппарата наружной дефибрилляции)?

Ответ на вопрос 5. Подробнее данный вопрос рассмотрен в разделе 9.

Автоматический наружный дефибриллятор (АНД) — портативное электронное устройство, которое автоматически диагностирует некоторые нарушения сердечного ритма и может выполнить дефибрилляцию, если определяет показания к ней. В отличие от ручных дефибрилляторов, АНД предназначен для использования в процессе оказания первой помощи в том числе людьми без медицинского образования.

Вместе с тем, АНД не входит в аптечки для оказания первой помощи, например, см. приказ N 1331н, утвердивший требования к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам, а мероприятия, связанные с наружной дефибрилляцией, не входят в перечень, утв. приказом N 477н.

В настоящее время использование дефибрилляторов допускается только медицинскими работниками, то есть исключительно в рамках оказания медицинской помощи.

Медицинские работники оказывают экстренную медицинскую помощь в том числе с применением автоматического наружного дефибриллятора в соответствии порядками оказания медицинской помощи по профилям, при условии включения данного медицинского изделия в стандарты оснащения, например:

- врач-анестезиолог-реаниматолог, см. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 919н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", Приказ Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" (далее — приказ N 1130н);

- врач-кардиолог, см. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 918н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями" (далее — приказ N 918н);

- врач скорой медицинской помощи, фельдшер скорой медицинской помощи, см. приказ Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (далее — приказ N 388н).

Таким образом, ключевым фактором, определяющим возможность и обязанность использования АНД врачом, является включение АНД в стандарт оснащения кабинета или другого структурного подразделения.

 

Содержание

1. Диспозиция норм права

2. Оформление направления медицинской организацией, не участвующей в системе ОМС

3. Оказание специализированной медицинской помощи в системе ОМС без направления, выданного лечащим врачом по месту прикрепления

4. Оплата скорой медицинской помощи, вызванной частной медицинской организацией

5. Оплата медицинской помощи в экстренной форме в условиях стационара

6. Оказание первой помощи медицинскими работниками

7. Обязанности работодателя по принятию мер по оказанию первой помощи

8. Судебная практика по вопросу оказания первой помощи

9. Оказание экстренной и неотложной медицинской помощи медицинскими работниками

 

Нормативные правовые и судебные акты

1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ

2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ

3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

5. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

6. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 "О Правилах дорожного движения"

7. Приказ Минздрава России от 15.12.2020 N 1331н "Об утверждении требований к комплектации медицинскими изделиями аптечки для оказания первой помощи работникам"

8. Приказ Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология"

9. Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 786н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при стоматологических заболеваниях"

10. Приказ Минздрава России от 02.12.2014 N 796н "Об утверждении Положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи"

11. Приказ Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи"

12. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 919н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология"

13. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 918н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями"

14. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению"

15. Приказ Минздравсоцразвития России от 04.05.2012 N 477н "Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи"

16. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи"

17. Письмо Минздрава от 20.01.2023 N 30-2/И/2-791 "О направлении алгоритма оказания первой помощи"

18. Письмо Минздрава от 29.08.2013 N 14-3/3055979-13422 "По вопросу оказания первой помощи и медицинской помощи"

 

Доступ ограничен

Доступ предоставляется авторизованным пользователям

См. процедуру заказа и стоимость доступа к материалу

Для авторизации, нажмите в верхнем меню ссылку Войти. Далее следуйте инструкциям

См. подробную инструкцию по авторизации