Статья

Формирование штатного расписания в соответствии с рекомендациями Фонда. Проверка фондом сведений о рабочих местах, дающих право на досрочную пенсию
13 Марта 202526 671 зн.13 A43 660 руб.# 583Выделить главное вкл выкл 1260
Обновление материала
13.03.2025. Добавлен вопрос 6 О возрасте выхода на пенсию медицинских работников
25.02.2025. Добавлен вопрос 5 и раздел 4. Наличие прикрепленного населения для установления досрочной пенсии
24.01.2025. Добавлены вопросы 3 и 4 о том, что нужно сделать для оформления льготного стажа медицинским работникам частной организации
- раздел 3. Формирование штатного расписания в соответствии с рекомендациями Фонда
Вопрос 1. В нашу организацию поступило уведомление о проведении документальной проверки. Насколько правомерна данная проверка?
Далее приводится текст уведомления Управления пенсионного фонда РФ в городе _ области от 22.01.2017.
Отдел оценки пенсионных прав застрахованных лиц УПФР в городе _ области сообщает, что 31.01.2017 в ООО _ будет осуществлена документальная проверка достоверности представленных Перечней рабочих мест и наименований должностей (профессий), дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, за 2016 год.
Для проведения документальной проверки необходимо представить следующие документы:
1. Устав.
2. Положения о структурных подразделениях.
3. Штатное расписание.
4. Должностные инструкции.
5. Трудовые книжки.
6. Лицевые счета.
7. Табели учета рабочего времени.
Ответ на вопрос 1 см. в разделе 1.
Вопрос 2. Письмо члена НАМО "О защите профессиональных интересов"
ООО убедительно просит оказать правовую поддержку в следующем вопросе:
Нашим сотрудникам, медицинской сестре функционального кабинета и терапевту пенсионным фондом было отказано назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании предусмотренном п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемых 30 лет специального стажа в учреждениях здравоохранения на дату обращения.
В льготный стаж не засчитаны все периоды работы в ООО в связи с тем, что ООО не является учреждением здравоохранения.
При этом, ООО полагает, что условия труда работников учреждений здравоохранения и коммерческих организаций, не имеют никаких отличий между собой, в связи с чем полагаем данную позицию дискриминирующей, не конституционной и нарушающей права медицинских работников.
В настоящее время в суд поданы исковые заявления о защите интересов работников ООО, судом первой инстанции отказано во включении спорных периодов в льготный стаж, по указанным выше основаниям.
Полагаем, что сложившаяся правоприменительная практика (см. определения Конституционного суда Российской Федерации от 17.07.2018 N 1914-О, от 29.01.2019 N 104-О, от 26.03.2019 N 677-О, от 26.09.2019 N 2209-О, от 26.03.2020 N 728-О, от 27.05.2021 N 977-О и др.) ущемляет права медицинских работников частной системы здравоохранения и была сформирована без детального изучения данного вопроса, исключительно из политических соображений на фоне зреющей необходимости пенсионной реформы по причине снижения рождаемости и увеличением ожидаемой продолжительности жизни.
Так, суды указывают, что отсутствие льготы для медицинских работников коммерческих организаций не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом и ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение, так как законодатель учитывал особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, при этом не указываются, какие именно условия и нагрузка учитываются.
ООО полагает, что в коммерческой организации, как и в учреждении здравоохранения, работают медицинские работники, требования к образованию и квалификации которых, а также их ответственность аналогичны статусу медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Медицинские работники, как учреждений здравоохранения, так и ООО при оказании медицинских услуг в равной степени подвержены неблагоприятному воздействию различных факторов, а также повышенным психофизическим нагрузкам, поскольку медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с едиными Порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории России всеми медицинскими организациями (ст. 37 закона N 323-ФЗ).
Конституционный суд РФ Постановлением от 03.06.2004 N 11-П признал неконституционными положения закона устанавливающие для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста осуществление этой деятельности в соответствующих государственных или муниципальных учреждениях (в действующей редакции закона отсутствует требование к форме собственности учреждения — государственная или муниципальная — прим. авт.).
В своем постановлении от 03.06.2004 N 11-П Конституционный суд РФ указывает:
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т. е. сами критерии и правовые последствия дифференциации - быть сущностно взаимообусловлены.
Конституционный суд указывает, что оспариваемые нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливают условия приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с длительным осуществлением лечебной, педагогической либо творческой деятельности на сцене.
Введение пенсий за выслугу лет названным категориям работников связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц.
Природа и предназначение пенсий за выслугу лет педагогическим, медицинским, творческим работникам обусловливали особенности приобретения права на ее назначение. Право на пенсию за выслугу лет, как следует из статей 2, 77, 80, 81 и 82 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (и ранее действовавших нормативных правовых актов Союза ССР), возникало при наличии у работника выслуги лет, т.е. суммарной продолжительности определенной профессиональной деятельности (в данном случае - стажа педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья либо творческой деятельности на сцене), а у отдельных категорий творческих работников - также при достижении ими определенного возраста. Списки работ (профессий и должностей), с учетом которых назначалась пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий, согласно статье 83 названного Закона, утверждались Правительством Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
К тому же финансирование досрочных трудовых пенсий по старости, назначаемых в соответствии с оспариваемыми нормами статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", производится на общих основаниях. Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (пункт 3 статьи 9 и пункт 2 статьи 10) финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации). При этом действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей - учреждений для детей, учреждений здравоохранения, театров, театрально-зрелищных организаций в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными.
Полагаем, что различий в характере работы медицинских работников коммерческих и некоммерческих организаций не имеется, однако самостоятельно ООО, с учетом сформированной правоприменительной практики не может помочь своим работникам и добиться назначения досрочной пенсии.
В связи с указанным, обращаемся к вам за содействием в данном вопросе: необходимо добиться расширения круга лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Полагаем, что на фоне пандемии коронавируса, органами государственной власти возможно переосмысление значимости труда медицинских работников и необходимости расширения льгот для медиков.
Ответ. НАМО направила предложения по решению вопроса о назначении досрочной пенсии на основе специальной оценки условий труда. Далее приводится текст обращения НАМО в Правительство.
Национальная Ассоциация медицинских организаций (далее — НАМО, Ассоциация) действует на основании подпункта 5 пункта 1, подпункта 2 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".
Члены НАМО регулярно обращаются по вопросам, связанным назначением пенсий своим работникам.
В настоящее время 99% частных медицинских организаций имеют организационно-правовую форму - ПАО, ЗАО, ООО. Это связано с необходимостью: объединения средств нескольких учредителей (1) и воспроизводства (восстановления) указанных средств (2), которое возможно только в случае распределения прибыли в виде дивидендов между учредителями.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (пункт 20 части 1 и часть 2 статьи 30) досрочная пенсия назначается за периоды работы в учреждениях (1) здравоохранения, имеющих наименование (2), указанные в списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.
Из определений Конституционного суда Российской Федерации (от 17 июля 2018 года N 1914-О, от 29.01.2019 N 104-О, от 26.03.2019 N 677-О, от 26.09.2019 N 2209-О, от 26.03.2020 N 728-О, от 27.05.2021 N 977-О и др.) следует, что отсутствие льготы для медицинских работников коммерческих организаций не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом и ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение, так как законодатель учитывал особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, при этом не указываются, какие именно условия и нагрузка учитываются.
НАМО не является субъектом законодательной инициативы. Кроме того принятие любого закона, тем более требующее увеличения расходов бюджета, является результатом консенсуса, в котором решающую роль играет Правительство, которое должно изыскивать средства для исполнения закона.
НАМО обращалась в Правительство с просьбой рассмотреть данный вопрос.
Из Министерства труда поступил ответ, согласно которому данная инициатива неизбежно повлечет увеличение расходов бюджета, что, по-мнению Министерства, не целесообразно.
В условиях дефицита медицинских кадров и конкуренции между государственными и частными организациями на рынке платных медицинских услуг данное ограничение по-сути является мерой протекционизма и актом недобросовестной конкуренции.
Для решения вопроса необходимо перейти от огульного назначения досрочной пенсии в зависимости от наименования учреждения к объективной оценке трудовой нагрузки, установив на основе Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", какие именно условия и нагрузка должны давать право на учет периодов работы при назначении досрочной пенсии.
По имеющейся у НАМО информации в некоторых регионах трудовые инспекции требуют присвоения вредных условий труда всем медицинским работникам, однако это не влияет на пенсию.
Поскольку все организации регулярно проводят специальную оценку условий труда, то механизм для объективного назначения досрочной пенсии существует. Необходимо только установить критерии и внести минимальные изменения в законы.
Ответ на вопрос 2 см. в разделе 2.
Вопрос 3. Отправляли документы для оформления льготного стажа и нам дали ответ. Посоветуйте, что сделать?
Далее приводится текст ответа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования от 28.12.2024. Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по _ области (далее Отделение) сообщает, что вопрос о возможности предоставления права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" медицинским работникам медицинского пункта (здравпункта) был рассмотрен на заседании Межведомственной рабочей группы по проведению пилотного проекта по организации работы в целях совершенствования подходов к реализации права на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников коммерческих организаций, созданной в соответствии с приказом Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по _ области от 29.08.2024 N 799 "О создании рабочей группы", в состав которой входят представители Отделения, Министерства здравоохранения _ области, Территориального органа Росздравнадзора по _ области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования _ области.
В своей работе Межведомственная рабочая группа руководствовалась Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", "Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения" (1) и "Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, а также Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и правилами организации деятельности структурных подразделений медицинских организаций (2), утвержденными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Списком N 781 не предусмотрены такие коммерческие медицинские организации как общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, открытые (закрытые) акционерные общества и т. п. При этом, согласно пункту 6 Правил N 781, в стаж работы для установления досрочной пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ засчитываются периоды работы в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций.
Отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно статье 37 которого медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии:
1. С положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
2. С порядками оказания медицинской помощи и утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
3. С учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно 79 статье названного закона, медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи.
В результате оценки предоставленных документов выявлено:
1. В Уставе Общества и в "Положении об организации деятельности дневного стационара ООО" не конкретизированы нормативные акты, регламентирующие соответствующую медицинскую деятельность.
2. Не предоставлены положения обо всех структурных подразделениях ООО.
3. "Положение об организации деятельности дневного стационара ООО" от 21.03.2019 разработано без учета стандартов оказания медицинской помощи, так как предполагает оказание медицинской помощи по различным направлениям ("терапия", "хирургия", "оториноларингология", "травматология и ортопедия", "акушерство и гинекология"), регламентируемым различными приказами Минздрава России, в одном структурном подразделении. В штатных расписаниях поименованы три отдельных дневных стационара: "Дневной стационар по профилю терапия", "Дневной стационар по профилю акушерство- гинекология" и "Стационар дневного пребывания", в котором оказывается помощь врачами-специалистами, в том числе врачом-оториноларингологом, врачом-хирургом, врачом-травматологом-ортопедом, врачом-урологом.
4. Штатные расписания не в полной мере отражают существующую структуру организации. При наличии в штатном расписании общеполиклинического персонала такие структурные подразделения как "поликлиника" или "поликлиническое отделение" штатным расписанием не предусмотрены.
5. В числе кабинетов врачей, ведущих амбулаторный прием, штатным расписанием предусмотрены кабинеты врача-кардиолога детского и врача-хирурга детского, что не соответствует стандартам "Правил организации деятельности детской поликлиники (детского поликлинического отделения)", утв. приказом Минздрава России от 07.03.2018 N 92н. Названные Правила предполагают выделение отдельных структурных подразделений, в которых осуществляется помощь детям, в виде поликлинических отделений или консультативно-диагностических центров с организацией внутренних пространств, обеспечивающих комфортность пребывания детей.
6. Наименование такого структурного подразделения ООО как "группа анестезиологии-реанимации" в качестве самостоятельного структурного подразделения пунктом 6 Правил N 781 не предусмотрено. Данным пунктом поименованы следующие структурные подразделения: поликлиники, поликлинические отделения, группы медицинского обеспечения, медицинские группы, кабинеты (рентгеновские подвижные и стоматологические подвижные), стационары.
Исходя из вышеизложенного, право на досрочное пенсионное обеспечение медицинским работникам ООО в соответствие с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.20 13 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не может быть предоставлено.
Рекомендации: Для дальнейшего рассмотрения вопроса о предоставлении работникам ООО права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствие с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" необходимо:
1. Организовать осуществление медицинской деятельности в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи, установленными нормативными актами Министерства здравоохранения Российской Федерации.
2. Привести структуру организации в соответствие с нормативно-правовыми документами Министерства здравоохранения Российской Федерации и с нормативными актами, регламентирующими установление медицинским работникам досрочного пенсионного обеспечения на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Ответ на вопрос 3 см. в разделе 3.
Вопрос 4. Можно ли медицинским работникам частной медицинской организации учитывать трудовой стаж как медицинский? Что для этого нужно сделать?
Ответ на вопрос 4 см. в разделах 1 - 3.
Вопрос 5. Обращаемся по вопросу назначения льготного медицинского стажа. С августа 2024 года отрабатываем данный вопрос со специалистами Социального фонда (СФ). Ими была поставлена задача привести в соответствие документы организации, штатное расписание, положение о кабинетах, должностные инструкции и т. д. Все это нами было выполнено.
Сейчас СФ обратились в ТУ Росздравнадзора за разъяснением, соответствует ли наша МО Приказу Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению". Предварительно, в устной беседе, РЗН дает ответ, что наша МО не соответствует, поскольку у нас нет прикрепленного населения, то есть на этом основании, вероятно, СФ собирается нам отказать.
В связи с вышеизложенным, можете ли помочь нам? Как обстоят дела в других регионах?
Ответ на вопрос 5. См. раздел 4.
Вопрос 6. Во сколько лет может выйти на пенсию медицинский работник, имеющий право на досрочную пенсию?
Ответ на вопрос 6. Предоставление права на досрочное пенсионное обеспечение медицинским работникам осущестляется в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно части 1 статьи 8 указнного закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
Согласно части 1 статьи 30 указанного закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (см. пункт 20).
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону (см. часть 1.1 статьи 30 указанного закона).
Согласно части 1.1 статьи 30 указанного закона страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Согласно Приложению 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 настоящего федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста), с 2023 года срок назначения страховой пенсии по старости: не ранее чем через 60 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Таким образом, фактически досрочная пенсия медицинскому работнику при достижении 30 летнего стажа медицинской деятельности может быть назначена только через 5 лет, что при начале трудовой деятельности в 24 года в общем случае составляет 59 лет.
Содержание
1. Проверка пенсионного фонда сведений о рабочих местах, дающих право на досрочную пенсию
3. Формирование штатного расписания в соответствии с рекомендациями Фонда
4. Наличие прикрепленного населения для установления досрочной пенсии
Перечень нормативных правовых актов
1. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
3. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
5. Постановление Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
6. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
7. Постановление Правления ПФ РФ от 30.01.2002 N 11п "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования"
8. Приказ Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология"
9. Приказ Минздрава России от 07.03.2018 N 92н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям"
10. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 922н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия"
11. Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 907н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "урология"
12. Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 901н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "травматология и ортопедия"
13. Приказ Минздрава России от 12.11.2012 N 905н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "оториноларингология"
14. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 919н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология"
15. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 923н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия"
16. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению"
17. Приказ Росздравнадзора от 11.02.2022 N 973 "Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и ее территориальными органами при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) качества и безопасности медицинской деятельности"
1. Проверка пенсионного фонда сведений о рабочих местах, дающих право на досрочную пенсию
Комментарий юриста Саяпиной С.М.
См. нормативные правовые документы, согласно которым установлены полномочия ПФР в части проведения проверок, которые касаются контроля уплаты страховых взносов.
1. Если бы из текста письма следовало, что проверка касается уплаты страховых взносов, то налицо было бы превышение полномочий (см. Распоряжение Правления ПФ РФ от 03.02.2011 N 34р "Об утверждении методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов", не действует в связи с изданием Приказа СФР от 23.05.2023 N 895 "О признании утратившими силу некоторых актов Пенсионного фонда Российской Федерации" — прим. авт.), что регламентирует проведение выездных проверок. Но скорее это не так, однако свои сомнения, что нет полного понимания, что это не часть государственного контроля в письме предлагаю-таки указать (см. ниже).
2. Согласно тексту письма речь идет о документальной проверке достоверности ранее представленных Вами сведений.
Право таких проверок определено Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Однако же письмо написано некорректно и не согласуется с Постановлением Правления ПФ РФ от 30.01.2002 N 11п "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Постановление N 11п), см. раздел II, п. 5, в котором такой вид документальной проверки чётко определён как "...проверка достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования".
Итак, при подготовке письма в ПФР (кроме прочего), думаю, нужно обязательно указать, что
а) Направленное в Ваш адрес письмо не является решением (постановления) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа ПФР, которое согласно Постановлению N11 п оформляется в установленном порядке.
б) Исходя из п. 5 Постановления N 11п документальные (выездные) проверки являются проверками достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования. Такой вид проверок как "документальные проверки достоверности представленных Перечней рабочих мест и наименований должностей (профессий), дающих на досрочное пенсионное обеспечение" указанным Постановлением N11п не установлен. В связи с чем просите разъяснить цели, основания и сроки документальной проверки (включая сроки предоставления запрашиваемых документов) и будете признательны, если в ответе будет указана нормативная правовая база к её проведению, так как исходя из смысла направленного в Ваш адрес письма нельзя исключить, что осуществление указанной в нём проверки не является частью государственного контроля, который также осуществляется по установленным правилам, исключающим нарушение прав юридических лиц.
Вариант письма клиники в фонд
Начальнику Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по _ области
Копия: Пенсионный Фонд Российской Федерации
О разъяснении цели, оснований и сроков документальной (выездной) проверки
Уважаемая _!
Прошу Вас дать разъяснения о целях, основаниях и сроках документальной проверки в связи с полученным посредством электронной почты письмом ПФР N 89 от 27.01.2017 и предыдущими телефонными разговорами специалиста вверенного Вам отделения Пенсионного фонда по _ области с ведущим специалистом по кадрам ООО.
В письме "о проведении документальной проверки" сообщено о намерениях пенсионного фонда провести в отношении ООО проверку достоверности Перечней рабочих мест и наименовании должностей (профессий), дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, за 2016 год (копия прилагается). При этом накануне до его получения состоялись два телефонных разговора специалиста Вашего отделения Пенсионного фонда с нашим ведущим специалистом по кадрам, где высказывалось мнение что "проверять будем все, включая амбулаторные карты пациентов".
С целью предупреждения действий, связанных с превышением полномочий представителями Отделения Пенсионного фонда по _ области, а также в связи с обоснованным недоумением о намерениях проверять амбулаторные карты, содержащие сведения, составляющие врачебную тайну, прошу оказать содействие в разъяснении и предоставлении по планируемой документальной проверке следующих данных (согласно пункта 9 части 4 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" допускается предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования — прим. авт.):
Решение (постановление) руководителя территориального органа ПФР установленной формы и регламентированное Постановлением Правления ПФ РФ от 30.01.2002 N 11п "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования", с указанием целей, оснований и сроков документальной проверки (включая сроки предоставления запрашиваемых документов).
В случае если данная проверка является частью государственного контроля:
Правовые основания для проведения проверки, установленные Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее ФЗ N 294-ФЗ), с перечнем регламентирующих ее нормативных правовых документов, включая:
- характер проверки, даты и сроки её проведения;
- данные о согласовании проверки с органами Прокуратуры, если таковая является внеплановой;
- данные об уведомлении СРО "Национальная Ассоциация медицинских организаций", если таковая является документарной и выездной.
Приложение: на 1 л. в 1 экз.
2. Увеличение расходов бюджета, связанное с назначением досрочной пенсии медицинским работникам частных организаций
1. Принципиальный вопрос уравнивания в правах медицинских работников частных медицинских организаций и работников учреждений здравоохранения много раз поднимался на мероприятиях, проводимых с участием НАМО.
НАМО подготовила методические рекомендации Досрочная пенсия работникам частных медицинских организаций, см.
https://www.np-med.ru/members/rekomendacii/1481/943/
2. Как справедливо изложено в Вашем обращении в настоящее время Конституционный суд и Верховный суд занимают однозначную позицию по вопросу назначения досрочной пенсии работникам, осуществлявшим трудовую деятельность не в учреждениях здравоохранения (независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности) и на должностях не указанных в списке, утв. Постановлением Правительства.
По мнению высших судов указанным работникам досрочная пенсия не положена.
Поэтому в отношении конкретных работников, указанных в Вашем обращении, необходимо иметь ввиду, что ни Ваша организация, ни НАМО, ни кто-либо другой не может изменить позицию судов.
Таким образом, без изменения законодательства или подходов со стороны органов исполнительной власти решить данный вопрос не представляется возможным.
3. НАМО не является субъектом законодательной инициативы. Кроме того принятие любого закона, тем более требующего увеличения расходов бюджета, является результатом консенсуса, в котором решающую роль играет Правительство, которое должно изыскивать средства для исполнения закона.
НАМО обращалась в Правительство с просьбой рассмотреть данный вопрос.
Из Министерства труда поступил ответ, согласно которому данная инициатива неизбежно повлечет увеличение расходов бюджета, что, по-мнению Министерства, не целесообразно.
Доступ ограничен
Доступ предоставляется авторизованным пользователям
См. процедуру заказа и стоимость доступа к материалу
Для авторизации, нажмите в верхнем меню ссылку Войти. Далее следуйте инструкциям
См. подробную инструкцию по авторизации