Материал обновлен 16.07.2025. Особенности заключения трудового договора с ординатором второго года на замещение должности врача-стажера

Статья
Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Порядок и условия допуска ординаторов к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров

16 Июля 202530 474 зн.15 A44 040 руб.# 1764Выделить главное вкл выкл 4244

Обновление материала, перейти к содержанию

16.07.2025. Добавлен раздел 6 "Условиях включения наставничества в должностные обязанности работника"

19.12.2024. Добавлен вопрос 4 и раздел 5 "Особенности заключения трудового договора с ординатором второго года на замещение должности врача-стажера"

В связи изменением законодательства возник ряд вопросов:

Вопрос 1. Есть ли профстандарт для врача-стажера?

Ответ на вопрос 1. В настоящее время профессиональный стандарт для врача-стажера не утвержден.

 

Вопрос 2. Могут ли медорганизации самостоятельно разрабатывать «профтребования» для ординаторов? Или достаточно будет должностной инструкции?

Ответ на вопрос 2. При разработке должностной инструкции для врача-стажера медицинская организация должна руководствоваться квалификационными требованиями и профессиональным стандартом по специальности обучения в ординатуре.

 

Вопрос 3. Есть ли какие-то ограничения для ординаторов (принятых на должность врач-стажер) при выполнении ими своих обязанностей (к примеру, нельзя допускать врачей-стажеров в сложных случаях)? Если буквально толковать п. 5.1. ст. 69 «Лица, обучающиеся по программам ординатуры по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина", могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров в порядке и на условиях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти", то ограничений нет?

Ответ на вопрос 3. Для ответа на данный вопрос необходимо руководствоваться приказом Минзрава об утверждении порядка и условий допуска лиц, обучающихся по программам ординатуры, к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров.

До принятия подзаконного акта - приказа Минзрава об утверждении порядка и условий допуска - ординаторов нельзя было допускать к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров.

 

Вопрос 4. Как осуществить прием на работу врача стажера (ординатора оториноларинголога 2-го года)? Есть ли шаблон трудового договора с врачом стажером?

Ответ на вопрос 4. По-мнению автора, с ординатором второго года может быть заключен типовой (стандартный) трудовой договор, заключаемый с врачом-оториноларингологом, с учетом следующих особенностей (см. раздел 5).

 

Содержание

1. Порядок и условия допуска ординаторов к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров

2. Профессиональные требования к врачам-стажерам

3. Судебная практика, связанная с оказанием медицинской помощи врачами-стажерами

4. Использование средств ОМС на выплаты наставникам, оказывающим практическую помощь молодым специалистам, впервые поступившим на работу в медицинские учреждения

5. Особенности заключения трудовог

6. Условиях включения наставничества в должностные обязанности работника

 

Перечень нормативных правовых актов

1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ

2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

3. Приказ Минздрава России от 25.12.2023 N 716н "Об утверждении порядка и условий допуска лиц, обучающихся по программам ординатуры по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина", к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров"

4. Приказ Минздрава России от 25.12.2023 N 716н "Об утверждении порядка и условий допуска лиц, обучающихся по программам ординатуры по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина", к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров"

5. Приказ Минздрава России от 02.05.2023 N 205н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников"

6. Приказ Минздрава России от 02.05.2023 N 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием"

7. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения"

 

1. Порядок и условия допуска ординаторов к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров

Как следует из части 5.1 (вступила в силу 01.04.2024) статьи 69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — закон N 323-ФЗ) ординаторы могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров в порядке и на условиях, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из пояснительной записки к проекту федерального закона, которым были внесены указанные изменения, принятие федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов:

1. Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» в части закрепления полномочий Минздрава России на утверждение порядка допуска лиц, обучающихся по образовательным программам подготовки кадров высшей квалификации, к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров.

2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении порядка и условий допуска лиц, обучающихся по программам ординатуры, к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина».

Одновременно с проектом изменения закона N 323-ФЗ был подготовлен указанный проект приказа (далее — проект 1). В преамбуле проекта 1 имеется ссылка на подпункт 5.2.120(2) пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 608.

В настоящее время Правительством внесены изменения в полномочия Минздрава в части утверждения порядка и условий допуска ординаторов к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров.

Таким образом, по замыслу разработчиков проекта закона уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который должен утвердить порядок и условия допуска ординаторов к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров, является Минздрав России;

В действующем законодательстве не в полной мере урегулирована деятельность врачей-стажеров.

Должность врач-стажер включена в номенклатуру должностей специалистов с высшим медицинским образованием (врачи) (см. пункт 5.2 Приложения к приказу Минздрава России от 02.05.2023 N 205н).

Согласно пункту 2 раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н (далее — приложение к приказу N 541н), в случае, когда врач-специалист (провизор) имеет перерыв в работе по специальности более 5 лет (1) либо изменяет профиль специальности (2), требующей специальной подготовки и квалификации, он назначается на должность врача-стажера (3) (провизора-стажера) на период прохождения в установленном порядке профессиональной переподготовки (4) с целью получения специальных знаний, умений и навыков, необходимых для самостоятельной работы в должности врача-специалиста (провизора), и получения сертификата по соответствующей специальности.

В этот период времени он может исполнять должностные обязанности, предусмотренные квалификационной характеристикой врача-специалиста (5) (врача - специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), только под руководством врача-специалиста (врача - специалиста учреждения госсанэпидслужбы, провизора), имеющего сертификат специалиста по соответствующей специальности (6), отвечая наравне с ним за свои действия (7).

Согласно пункта 6 приложения к приказу N 541н лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования (8) или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности (9) так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы.

Во-первых, в приведенной норме ординаторы не указаны.

Во-вторых, условием назначения на должность врача-стажера является обучение по программе профессиональной переподготовки по соответствующей специальности. Вместе с тем, не для всех специальностей предусмотрено обучение по программе профессиональной переподготовки. Например, согласно Приказу Минздрава России от 02.05.2023 N 206н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием" по специальности "Офтальмология" в обязательном порядке требуется подготовка в интернатуре / ординатуре.

В-третьих, врач-стажер может исполнять должностные обязанности только под руководством врача-специалиста, отвечая наравне с ним за свои действия.

В-четвертых, врачи-стажеры в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации.

Таким образом, без принятия подзаконного акта - приказа Минзрава об утверждении порядка и условий допуска - ординаторов нельзя было допускать к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров.

Рассмотрим подробнее пояснительную записку к проекту федерального закона, которым были внесены изменения, позволяющие допускать ординаторов к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров.

Мотивом принятия данного закона является дефицит медицинских работников.

Во исполнение возложенных полномочий Минздрав России будет вправе закрепить правила допуска ординаторов к медицинской деятельности, в том числе:

- закрепить порядок (процедуру) допуска к медицинской деятельности, включая порядок деятельности комиссии по допуску, порядок рассмотрения необходимых документов и оформления решения о допуске к медицинской деятельности по соответствующей специальности на должность врача-стажера на основании его соответствия условиям допуска;

- установить условия, при которых обучающиеся могут быть допущены к медицинской деятельности (наличие диплома о высшем образовании (уровень специалитета), прохождение первичной аккредитации специалиста, освоение образовательной программы в объеме не менее одного года, успешное прохождение промежуточной аттестации, соответствие уровня образования устанавливаемым требования, наличие решения о допуске);

- предусмотреть функции врачей-специалистов, имеющих сертификат специалиста или прошедших аккредитацию специалиста по специальности, соответствующей программе подготовки кадров высшей квалификации по программе ординатуры по одной из специальностей 31.00.00. Клиническая медицина, по осуществлению руководства над врачами-стажерами, допускаемыми к медицинской деятельности;

- предусмотреть возможность осуществления профессиональной деятельности врачей-стажеров при оказании первичной медико-санитарной помощи;

- особенности осуществления практической подготовки обучающихся при выполнении ими трудовых обязанностей на должностях в медицинских организациях;

- установить рекомендованное количество занимаемых должностей врачей-стажеров в медицинских организациях (их структурных подразделениях).

Рассмотрим подробнее Приказ Минздрава России от 25.12.2023 N 716н "Об утверждении порядка и условий допуска лиц, обучающихся по программам ординатуры по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина", к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров" (далее — приказ N 716н) об утверждении порядка и условий допуска лиц, обучающихся по программам ординатуры, к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров.

Согласно пункта 1 приказа N 716н в целях получения допуска к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров лица, обучающиеся по программам ординатуры по одной из специальностей укрупненной группы специальностей "Клиническая медицина" (*) (далее соответственно - допуск, ординаторы, программы ординатуры), проходят промежуточную аттестацию после одного года освоения программы ординатуры (далее - промежуточная аттестация) и представляют в комиссию, созданную для проведения промежуточной аттестации (далее - комиссия), заявление с приложением копии документа, удостоверяющего личность, и документы, подтверждающие соответствие условиям допуска, перечисленным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящих Порядка и условий:

а) диплом специалиста по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Стоматология", "Остеопатия", "Медицинская биохимия", "Медицинская биофизика", "Медицинская кибернетика";

б) сведения о прохождении первичной аккредитации специалиста, подтвержденные свидетельством об аккредитации специалиста или выпиской о наличии в единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения данных, подтверждающих факт прохождения лицом аккредитации специалиста.

(*) Перечень специальностей высшего образования - подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, утвержденный приложением N 6 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования"

Согласно пункту 2 приказа N 716н условиями допуска обучающихся к медицинской деятельности на должностях врачей-стажеров являются:

а) наличие диплома специалиста по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Стоматология", "Остеопатия", "Медицинская биохимия", "Медицинская биофизика", "Медицинская кибернетика";

б) прохождение первичной аккредитации специалиста;

в) прохождение промежуточной аттестации, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования, подтвержденное протоколом проведения промежуточной аттестации.

Согласно пункту 3 приказа N 716н Комиссия создается локальным нормативным актом образовательной организации, реализующей образовательные программы высшего медицинского образования, имеющей свидетельство о государственной аккредитации реализуемых образовательных программ высшего медицинского образования (далее - образовательная организация).

Согласно пункту 7 приказа N 716н при прохождении промежуточной аттестации и при наличии документов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 настоящих Порядка и условий, комиссия принимает решение о допуске.

Рекомендуемый образец решения о допуске приведен в приложении к настоящим Порядку и условиям. Как следует из приложения к Порядку, предусмотренному приказа N 716н, в решении по допуску к осуществлению медицинской деятельности на должности врача-стажера комиссия фиксирует специальность, по которой допущен ординатор. Очевидно, что данная специальность должна соответствовать программе обучения в ординатуре.

Согласно пункту 8 приказа N 716н при соответствии условиям допуска, указанным в пункте 2 настоящих Порядка и условий, ординатор является допущенным к осуществлению медицинской деятельности в должности врача-стажера.

В проекте приказа о допуске ординаторов были пункты, не вошедщие в приказ N 716н:

1) согласно пункту 12 проекта приказа решение о допуске действительно в течение срока освоения программы ординатуры.

2) согласно пункту 16 проекта приказа требования к основным трудовым функциям врача-стажера устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством (*).

Комментарий автора. Ссылка в проекте приказа * указывала на часть 2 статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, которой определено, что профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Таким образом, требования к основным трудовым функциям врача-стажера устанавливаются согласно профессиональному стандарту по соответствующей специальности.

3) согласно пункту 17 проекта приказа при осуществлении медицинской деятельности в должности врача-стажера, на врача-специалиста, имеющего сертификат специалиста или прошедшего аккредитацию специалиста, возлагаются функции по общему руководству за осуществлением медицинской деятельности врачом-стажером.

Комментарий автора. Поскольку ординатор не является специалистом по специальности, которой он обучается в ординатуре, то для регулирования допуска его к деятельности по указанной специальности можно использовать два подхода:

- ограничить его должностные обязанности для чего потребуется издать «урезанный» профессиональный стандарт и (или);

- назначить врача-наставника, который будет осуществлять совместно с врачом-стажером деятельность и отвечать за ее результаты.

К сожалению проект приказа не раскрывал механизм наставничества, в утврежденный приказ норма о наставничестве не вошла. Таким образом, в приказе N 716н отсутствует упоминание о враче-наставнике, складывается впечатление, что ординатор вправе осуществлять деятельность полностью самостоятельно, что вызывает множество вопросов. Возможно предполагается, что к ординаторам на должностях врачей-стажеров будут применяться положения Приказа Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (далее - приказ N 541н) о наличии врача-наставника и совместной ответственности.

Вместе с тем, поскольку требования к должности врача-стажера в части наличия врача-наставника установлены в приказе N 541н, то в спорных случаях (при проверках, в суде), по-мнению автора, указанные требования могут быть предъявлены к медицинской организации.

 

Доступ ограничен

Доступ предоставляется авторизованным пользователям

См. процедуру заказа и стоимость доступа к материалу

Для авторизации, нажмите в верхнем меню ссылку Войти. Далее следуйте инструкциям

См. подробную инструкцию по авторизации

Продолжая просматривать страницы сайта и (или) нажав "Согласен", Вы даете согласие и подтверждаете, что ознакомлены с политикой обработки персональных данных и текстом согласия на обработку персональных данных.