Пример жалобы пациентки в Росздравнадзор на ведение видео- записи врачебного приема

Статья
Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Практические вопросы осуществления аудио-, видео- записи врачебного приема медицинской организацией

12 Февраля 202422 897 зн.11 A43 280 руб.# 1757Выделить главное вкл выкл 272

Рассмотрим практические вопросы осуществления аудио-, видео- записи врачебного приема.

Вопрос 1. Прошу провести юридическую консультацию по письму Росздравнадзора по жалобе пациентки (см. приложение) в связи с наличием видео- камеры в кабинете врача-гинеколога. Камера у нас не подключена, запись приема не ведется. Какие наши действия в этой ситуации?

Ответ на вопрос 1 см. в разделе 1.

Далее приводится текст письма Росздравнадзора от 11.12.2023.

Территориальный орган рассмотрел обращение пациентки, касающееся сферы охраны здоровья граждан, и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Территориальный орган направляет сведения пациентки для проведения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Считаем необходимым провести внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности на соответствие требований к его организации и проведению, в том числе по вопросам соблюдения обязательных требований Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Кроме того, необходимо проверить факты, указанные в обращении, дать правовую оценку действиям или бездействию должностных лиц. В случае выявления нарушений незамедлительно принять исчерпывающие меры. В Территориальный орган о результатах рассмотрения обращения необходимо сообщить по электронной почте на электронный адрес _ (с приложением акта внутреннего контроля) в срок до 27.12.2023 в установленном порядке в соответствии с законодательством с последующие отправкой почтовой связью.

Приложение: на 1 л. в 1 экз.

Обращение пациентки.

Суть вопроса:

1. Обязать мед учреждение удалить запись приема (моего приема) или подтверждение, что камера в момент моего приема не работала, с предоставлением официального документа но адресу: _.

2. Предупреждать пациентов о видеокамере.

3. На момент приема, пациенту предоставить съемку в текущем времени, куда выведена камера в кабинете.

Содержание обращения:

Доброе! Я, Ф.И.О. сегодня (дата) проходила диспансеризацию в ООО. При приеме у врача гинеколога, врач получила мою медкарту и сразу начала по телефону кому-то (неизвестно кому) по Whatsарр писать мои данные (это было видно, что обо мне), на мои вопросы "Что не так, в чем дело" игнорировала. После осмотра в кабинете я заметила видеокамеру, о которой врач не предупредила, письменного согласия, а также согласия на передачу личных данный (конфиденциальных) 3-м лицам - я не давала. Кабинет оборудован так, что "кресло" расположено за ширмой по левую сторону, хотя стул для подготовки к осмотру на противоположной стороне (по правой стороне) кабинета. А видеокамера направлена таким образом, даже если и направлена на рабочий стол врача, то стул для подготовки к осмотру сразу за врачом. В данном случае, видео наблюдение захватывает подготовку пациентки к осмотру, что нарушает ст. 137 УК РФ - о неприкосновенности частной жизни. А также при входе в кабинет (по правой стороне) сразу расположена кушетка для проведения УЗИ, где расположение пациентки как раз ногами в сторону видеокамеры, т. к. видеокамера расположена в правом верхнем углу над дверью. Информация о ведении наблюдения в кабинетах и коридоре отсутствовала. В разговоре с врачами одни утверждают, что видеокамеры работают, после вопроса почему в кабинете гинеколога видеокамера, начинают утверждать, что не работают. Один из работников сказал, что камеры выведены гендиректору.

Вопрос 2. Может ли врач на консультативном приеме с пациентом вести аудиозапись приема, если получено письменное согласие пациента на аудиозапись? Если да, то что необходимо указать в согласии на аудиозапись (может надо сослаться на какие-то нормативные акты)?

Ответ на вопрос 2. Дополнительно см. раздел 2.

1. Согласно разъяснений Роскомнадзора аудио- и (или) видео- запись врачебного приема пациента, личность которого установлена, не является обработкой биометрических персональных данных. Однако указанная запись является обработкой персональных данных о здоровье.

2. Медицинская организация вправе вести аудиозапись врачебного приема при соблюдении определенных условий.

3. Необходимо предупредить об этом пациента, включить в согласие на обработку персональных данных соответствующий пункт, обеспечить защиту персональных данных, обеспечить возможность отключения записи по просьбе пациента.

Вопрос 3. Мы анализируем законодательство в сфере обработки и защиты персональных данных. Хотелось бы услышать мнение СРО. Может быть такие случаи в практике тоже встречались.

1. Пациентка пришла на прием с диктофоном и провела скрытую аудиозапись приема врача ультразвуковой диагностики. После чего написала претензию, просила вернуть деньги, но центр отказал, так как услуга была оказана качественно.

Наше мнение: для личного архива могла вести запись, чтобы ей лучше запомнить, что говорит врач. Мы не против.

2. Пациентка ответила, что опубликует аудиозапись приема в социальных сетях.

На наш взгляд, это уже будет нарушение прав врача. Так как свое согласие на аудиозапись он не предоставлял, тем более для опубликования для широкого круга лиц.

Вопросы:

1. Имеет ли право пациент вести скрытую аудиозапись приема, не предупреждая об этом врача.

2. Имеет ли право пациент данную аудиозапись опубликовывать в социальных сетях и придавать ее огласке.

Ответ на вопрос 3. Дополнительно см. раздел 4.

По-мнению автора, пациент имеет право вести скрытую аудиозапись приема, не предупреждая об этом врача.

По-мнению автора, опубликование в сети Интернет голоса врача без его согласия будет являться нарушением закона о персональных данных, если ранее в Интернете отсутствовали образцы голоса врача.

 

Содержание

1. Проведение внутреннего контроля по жалобе пациентки на ведение видео- записи приема гинеколога

2. Согласие пациента на ведение аудио-, видео- записи врачебного приема

3. Правовые основания осуществления аудио-, видео- записи врачебного приема медицинской организацией

4. Правомерность ведения и опубликования аудио-, видео- записи, в том числе скрытой, врачебного приема пациентом

 

Перечень нормативных правовых актов

1. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ

2. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"

3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных"

4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"

5. Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 20.12.2023 N 1241 "О тиражировании проекта по проведению аудиоконтроля амбулаторного приема врача в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы, оказывающих первичную медико-санитарную помощь взрослому и детскому населению"

 

Доступ ограничен

Доступ предоставляется авторизованным пользователям

См. процедуру заказа и стоимость доступа к материалу

Для авторизации, нажмите в верхнем меню ссылку Войти. Далее следуйте инструкциям

См. подробную инструкцию по авторизации