Соблюдение лицензионных требований к медицинской деятельности

Статья
Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по здравоохранению и образованию

Методика выполнения стандарта, регулирующего процесс оказания медицинских услуг, а также кадровое и материально-техническое оснащение медицинских организаций

11 Апреля 2017 483

Содержание

Введение

1. История преодоления административных барьеров в сфере лицензирования медицинской деятельности

1.1. Исключение требования о соответствии объекта условиям пожарной безопасности

1.2. Изменение предмета санитарно-эпидемиологического заключения

1.3. Продление срока действия лицензии

1.4. Порядки оказания медицинской помощи

1.5. Требования к образованию медицинских работников с учетом ранее действовавшей номенклатуры

1.6. Внесение в лицензию работ (услуг) путем переоформления

1.7. Изменение закона о лицензировании

1.8. Соблюдение медицинских технологий

1.9. Изменение положения о лицензировании

1.10. Передача функции по лицензионному контролю Росздравнадзору

2. Практикум по выполнению лицензионных требований

2.1. Разделение функций по выдаче лицензий и лицензионному контролю

2.2. Различие требований, предъявляемых к соискателю лицензии и лицензиату

2.3. Соблюдение лицензионных требований

2.3.1 Наличие зданий и помещений

2.3.2. Получение санитарно-эпидемиологического заключения

2.3.2.1. Получение санитарно-эпидемиологического заключения для использования отдельных видов оборудования на примере организации работ с источниками ионизирующего излучения

2.3.3. Наличие оборудования в соответствии со стандартом оснащения на примере работ (услуг) по колопроктологии

2.3.4. Взаимосвязь между требованиями к наличию помещений и оборудования на примере работ (услуг) по косметологии

2.3.5. Наличие медицинских работников

2.3.6. Взаимосвязь между медицинскими манипуляциями, работами (услугами) и лицензионными требованиями на примере услуг по забору крови и других биоматериалов

2.3.7. Техническое обслуживание медицинских изделий

2.3.8. Ведение журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету

2.4. Требование о переоформлении лицензии в случае не выполнения работ (услуг)

2.4.1. Последствия заявления (сохранения в лицензии) работ (услуг) для оказания их в будущем

3. Административная ответственность за нарушение лицензионных требований

3.1. Рассмотрение административных дел в порядке упрощенного производства

3.2. Расширительное толкование лицензионных требований

3.3. Грубые нарушения лицензионных требований

4. Предъявление к медицинским организациям требований, не предусмотренных законом

4.1. Какие требования, предъявляет Минздрав к соискателям и лицензиатам

4.2. Судебная практика по включению в лицензию дополнительных работ (услуг) в принудительном порядке

4.3. Позиция Верховного суда по осуществлению работ (услуг) для собственных нужд

4.4. Лицензирование работ (услуг), не являющихся медицинским вмешательством

4.5. Судебная практика, в отношении организаций, участвующих в системе ОМС, связанная с включением в приложение к лицензии видов медицинской помощи

Перечень контрольных вопросов

Список нормативно-правовых актов

Введение

Данные методические рекомендации включают в себя: краткий исторический экскурс, требования нормативно-правовых актов, практические рекомендации, судебную практику, а также перечень контрольных вопросов.

В настоящих методических рекомендациях рассмотрены следующие лицензионные требования к медицинской деятельности:

1) получение санитарно-эпидемиологического заключения;

2) наличие помещений, необходимых для выполнения работ (услуг);

3) наличие оборудования, необходимого для выполнения работ (услуг) и зарегистрированного в установленном порядке с учетом обязательных стандартов оснащения медицинских кабинетов;

4) требования к лицам, ответственным за осуществление медицинской деятельности:

- наличие сертификата по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";

- наличие у руководителя структурного подразделения - высшего профессионального образования и послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста;

- наличие стажа работы по специальности не менее 5 лет;

5) требования к индивидуальному предпринимателю:

- наличие высшего профессионального образования и послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста или среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности, при намерении осуществлять доврачебную помощь;

- наличие стажа работы по специальности не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования или не менее 3 лет - при наличии среднего медицинского образования;

6) наличие медицинских работников, соответствующих квалификационным требованиям, необходимых для выполнения работ (услуг), заключивших трудовые договоры;

7) осуществление технического обслуживания медицинских изделий;

8) ведение журнала учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету.

Ниже перечислены лицензионные требования, являющиеся предметом рассмотрения отдельных методических рекомендаций, ввиду значительного объема данных вопросов:

1) допуск медицинских работников к деятельности,

2) соблюдение порядков оказания медицинской помощи,

3) осуществление внутреннего контроля качества,

4) соблюдение порядка предоставления платных медицинских услуг.

1. История преодоления административных барьеров в сфере лицензирования медицинской деятельности

Эксперты Ассоциации принимали активное участие в формировании нормативно-правовой базы лицензирования медицинской деятельности

1.1. Исключение требования о соответствии объекта условиям пожарной безопасности

В соответствии с подпунктом «в» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 N 499 (отменено — прим. авт.) лицензионным требованием при осуществлении медицинской деятельности являлись:

наличие и содержание в работоспособном состоянии средств противопожарной защиты (пожарной сигнализации и пожаротушения), противопожарного водоснабжения и необходимого для ликвидации пожара расчетного запаса специальных средств, а также наличие плана действий персонала на случай пожара.

На этом основании лицензирующие органы требовали предъявления заключения органа государственного пожарного надзора о соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности.

В Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 (отменено — прим. авт.), данное требование был исключено. О необходимости внесения изменений неоднократно заявлял в том числе автор настоящих методических рекомендаций.

1.2. Изменение предмета санитарно-эпидемиологического заключения

В соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [5] (далее — Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии) обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии для осуществления медицинской деятельности является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения.

До 08.11.2007 должно было выдаваться санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам медицинской деятельности. На этом основании органы Роспотребнадзора требовали представления всего объема документации, характеризующей медицинскую деятельность с точки зрения соблюдения санитарных правил, в том числе: медицинских книжек, договоров на стирку, вывоз мусора, дезинсекцию и т. п.

После внесения изменений в Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии должно выдаваться санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления медицинской деятельности. Данные изменения значительно сократили требования к соискателю лицензии в части оформления санитарно-эпидемиологического заключения. О необходимости внесения изменений неоднократно заявлял в том числе автор настоящих методических рекомендаций.

1.3. Продление срока действия лицензии

ООО «Медицинский центр «Реднор», заместителем генерального директора которого являлся автор настоящих рекомендаций, в апреле 2008 года подал заявление о продлении лицензии на медицинскую деятельность по прошествии очередных 5 лет путем ее переоформления, руководствуясь статьями 8 и 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — закон №128-ФЗ, в настоящее время не действует).

Департамент здравоохранения г. Москвы в своем уведомлении от 23.04.08 №14-28-403 указал следующие причины отказа:

«В связи с нарушением п.1 ст.11 закона №128-ФЗ, а именно: не представлены полные сведения о соблюдении лицензионных требований и условий, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» (далее — постановление №30), действующим на момент обращения лицензиата и на период действия указанной лицензии, и которые не были предусмотрены лицензионными требованиями и условиями при осуществлении медицинской деятельности, установленными постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 №499 «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности», действовавшим на момент предоставления лицензии.

Кроме того, выполняемые работы и оказываемые услуги, указанные в лицензии, о продлении срока действия которой в порядке переоформления подано заявление, не соответствуют Перечню работ (услуг), утвержденному приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.05.2007 г. №323 во исполнение постановления № 30, и действующему на момент обращения.»

ООО «Медицинский центр «Реднор» 24 июля 2008 года подал иск в Арбитражный суд г. Москвы к Департаменту здравоохранения г. Москвы об оспаривании отказа в переоформлении лицензии.

Суд проанализировав виды работ и услуг ООО «МЦ «Реднор», пришел к выводу, что поскольку имеет место изменение формы изложения работ и услуг, а по существу указанные в лицензии заявителя работы и услуги указываются и в действующем перечне работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, утвержденному постановлением №30, оснований для отказа в переоформлении не имелось.

Кроме того, согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности, утвержденному постановлением №30, срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. Принятие решение лицензирующим органом о переоформлении лицензии осуществляется в порядке, установленном законом №128-ФЗ. В связи с этим, новое Положение о лицензировании медицинской деятельности не содержит запрета на переоформление ранее оформленных лицензий, срок действия которых истекает. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ неправомерен, носит формальный характер, не соответствует действующему законодательству о лицензировании.

Что касается вопроса нарушения прав организации, то суд приходит к выводу, что поскольку имело место оформление организацией лицензии в общем порядке со сбором полного пакета документов, а также затратой времени, нарушения прав имеет место.

1.4. Порядки оказания медицинской помощи

Автором настоящих рекомендаций в мае 2010 года была проведена антикоррупционная экспертиза проекта порядка оказания медицинской помощи по профилю косметология. Приказ Минздравсоцразвития от 18 апреля 2012 г. N 381н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю "косметология"» [17] был подготовлен с учетом указанной ранее экспертизы. В проект были внесены поправки.

Кроме изменения конкретного проекта, Минздравсоцразвития была установлена структура порядков, штатные нормативы перешли из разряда «обязательных» в разряд «рекомендательных», из порядков исключили требования к площади кабинетов, требования о тематических усовершенствованиях медицинских работников.

1.5. Требования к образованию медицинских работников с учетом ранее действовавшей номенклатуры

При введении новой номенклатуры медицинских специальностей или изменении наименования работ (услуг) в положении о лицензировании лицензирующие органы руководствуются только последней номенклатурой специальностей и выносят предписания о грубом нарушении лицензионых требований.

Вместе с тем врачу, имеющему стаж работы, получать второе послевузовское образование в ординатуре за свой счет, зачастую в другом городе, т.е. с отрывом от производства, практически невозможно.

Верховный суд РФ признал право медицинского работника на осуществление деятельности не только на основании действующих квалификационных требований, но и на основании требований, действовавших на момент допуска работника к деятельности

Сотрудник <...> медицинского центра "РЕДНОР", генеральным директором которого являлся автор настоящих рекомендаций, обратилась в Верховный суд о признании частично недействующими Квалификационных требований, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития №415н (отменен — прим. авт.), поскольку требуется получения второго профессионального образования по вновь образованным специальностям на платной основе с отрывом от основной работы.

В решении от 9 сентября 2010 г. N ГКПИ10-929 Верховный суд отказал <...> в удовлетворении заявленных требований - однако цель обращения была достигнута. Верховный суд указал, что для медицинских работников, имеющих стаж более 10 лет (на основании трудовых договоров суд установил, что <...> выполняла услуги по косметологии 13 лет, несмотря на отсутствие записи в трудовой книжке "врач-косметолог") Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 705н (пункт 6.1.) предусмотрено прохождение повышения квалификации (144 ч.) в рамках соответствующих образовательных программ.

На основании обращения Мисюлина С.С. - руководителя НП «Содействие объединению частных медицинских центров и клиник» - ФАС России направило запрос о ситуации с введением специальности "Косметология". Минздравсоцразвития в письме от 25 января 2011 года №16-3/10/2-620 пояснило, что врачи, работающие в должностях врачей-дерматовенерологов косметологической лечебницы могут получить дополнительное профессиональное образование (переподготовку или повышение квалификации) и сертификат специалиста по специальности "Косметология", при этом Порядок, утвержденный Приказом № 705н (отменен — прим. авт.), допускает, что врач-специалист может получить необходимое дополнительное профессиональное образование при наступлении очередного пятилетнего срока (пункт 5 Порядка).

Несмотря на письмо Минздравсоцразвития Седьмым арбитражным апелляционным судом было принято Постановление от 25 марта 2011 г. N 07АП-1424/11, в котором требования лицензирующего органа признаны обоснованными, а утверждение представителя ООО "Мон Ами" на наличие профессиональной подготовки по специальности "Косметология" не может быть принято, так как Бугай А.В. проходила повышении квалификации по специальности "Терапевтической косметологии" в 2009 г. в количестве 182 часа. Вместе с тем, согласно пункта 6.2 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2008 N 705н "Об утверждении Порядка совершенствования профессиональных знаний медицинских работников" предусмотрено, что для специалистов, имеющих стаж работы по специальности от 5 до 10 лет обучение проводится по образовательным программам профессиональной подготовки, сроком прохождения обучения свыше 500 аудиторских часов.

В материалах, упомянутого ранее дела, имеются образовательные документы Бугай А.В.: свидетельство Новосибирского областного кожно-венерологического диспансера об окончании интернатуры по специальности "Врач-дерматовенеролог" от 28.06.2002 г. N 01/2002; свидетельство Новосибирского государственного медицинского университета от 25.02.2009 г. N 31258 о повышении квалификации по Косметологии терапевтической. Таким образом, суд, отклоняя доводы частной организации, не учел позицию Минздравсоцразвития об очередном сроке дополнительного профессионального образования, предусмотренном пунктом 5 Порядка, который наступит, с учетом ранее пройденного повышения квалификации, для Бугай А.В. 25.02.2014 г.

1.6. Внесение в лицензию работ (услуг) путем переоформления

По заявлению ООО "РЕДНОР-Профи", генеральным директором которого являлся автор настоящих рекомендаций, в 2011 году арбитражный суд обязал лицензирующий орган переоформить документ, подтверждающий наличие лицензии, в связи с внесением дополнений в сведения о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности без проведения проверки и сбора документов.

Обществом было подано заявление о внесении в лицензию работ (услуг) по контролю качества медицинской помощи, общественному здоровью и организации здравоохранения, были приложены санитарно-эпидемиологическое заключение и документы об образовании специалиста.

Департамент здравоохранения, отказывая в переоформлении, полагал, что обществу необходимо получить еще одну лицензию. Суд пришел к выводу, что перечень оснований, по которым переоформляется лицензия, содержащийся в статье 11 закона №128-ФЗ (отменен — прим. авт.), не является исчерпывающим, а доводы Департамента здравоохранения не соответствуют основным принципам осуществления лицензирования.

1.7. Изменение закона о лицензировании

В следствие ряда судебных разбирательств, совместной с ФАС деятельности экспертов, включая автора настоящих рекомендаций, в 2009 - 2010 гг. были подготовлены предложения, нашедшие свое отражение в Федеральном законе от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [4] (далее — Закон о лицензировании).

В закон были включены нормы о бессрочности лицензий, переоформлении лицензии в случае изменения перечня работ (услуг) и мест осуществления деятельности, путем изменения приложения к лицензии, об уточнении грубых нарушений.

1.8. Соблюдение медицинских технологий

Автор настоящих рекомендаций принимал участие в заседаниях рабочей группы Координационного Совета Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по оптимизации правовых основ предпринимательства в сфере здравоохранения по вопросу совершенствования Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий.

История регистрации новых медицинских технологий началась в 2004 году, когда в часть 1 статьи 5 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (утвержденных Верховным советом РФ 22.07.1993 N 5487-1, далее — Основы, отменены — прим. авт.) был добавлен пункт 22: выдача разрешений на применение на территориях субъектов Российской Федерации новых методов профилактики, диагностики и лечения, новых медицинских технологий.

В последней редакции Основ данное полномочие фигурировало в пункте 25: выдача разрешений на применение новых медицинских технологий, включая новые методы профилактики, диагностики и лечения.

С 1 января 2012 года утратили силу Основы в связи с принятием Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3] (далее - Закон об основах охраны здоровья). В новом законе полномочие федеральных органов государственной власти по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий было исключено. Так завершилась эпоха регистрации новых медицинских технологий.

Cоблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, было включено в качестве лицензионного требования при осуществлении медицинской деятельности в подпункт "е" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30 (отменено — прим. авт.).

В Положении о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 [6] (далее - Положении о лицензировании) требование о соблюдении лицензиатом медицинских технологий было исключено.

1.9. Изменение положения о лицензировании

В результате совместной с ФАС деятельности экспертов, включая автора настоящих рекомендаций, в 2009 - 2011 гг. были подготовлены предложения, нашедшие свое отражение в Законе о лицензировании и Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") [6] (далее - Положении о лицензировании):

- разделены требования к соискателю и лицензиату;

- исключены требования о соблюдении медицинских технологий;

- исключены требования о соблюдении санитарных норм и правил (далее - СанПиН) в качестве лицензионных требований;

- предусмотрено внесение в лицензию новых работ (услуг) и мест осуществления деятельности путем переоформления лицензии.

1.10. Передача функции по лицензионному контролю Росздравнадзору

ФАС проводит целенаправленную работу по устранению избыточных административных барьеров. Так из положения о лицензировании медицинской деятельности в свое время было исключено требование о соблюдении СанПиН. Данное положение позволяло органам лицензирования субъектов РФ при проведении лицензионного контроля осуществлять не свойственные им функции Роспотребнадзора.

Систематические проверки деятельности органов лицензирования субъектов РФ и Росздравнадзора, проводимые ФАС с привлечением экспертов, в том числе автора настоящих рекомендаций, показали дублирование предметов проверок разными надзорными органами: например, соблюдение порядков и стандартов оказания помощи входит в состав лицензионных требований, предусмотренных положением о лицензировании медицинской деятельности, что составляет предмет лицензионного контроля. В то же время Росздравнадзор, осуществляя контроль качества медицинской помощи, также проверяет соблюдение порядков и стандартов оказания помощи

3 октября 2016 г. вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3] (далее - Закон об основах охраны здоровья).

С 1 января 2017 года Росздравнадзор осуществляет лицензионный контроль в отношении лицензиатов (за исключением лицензиатов, представивших заявления о переоформлении лицензий), полномочия по приостановлению, возобновлению действия и аннулированию лицензий.

В связи с внесенными изменениями количество плановых проверок членов саморегулируемой организации должно сократиться. Как установлено частью 10 статьи 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», плановые проверки могут проводиться в отношении не более 10% членов саморегулируемой организации (далее - СРО). В соответствии со сложившейся практикой данная норма применяется в отношении каждого органа, осуществляющего надзор. Например, в состав СРО Национальная Ассоциация медицинских организаций в 2016 году входило 169 членов. В план проверок могли быть включены 16 проверок Росздравндазора, 16 проверок Роспотребнадзора и 16 проверок органов лицензирования субъектов РФ — итого 48 проверок.

Поскольку органы государственной власти субъектов Российской Федерации более не будут осуществлять лицензионный контроль, то количество проверок должно сократиться. В план проверок могли быть включены 16 проверок Росздравндазора и 16 проверок Роспотребнадзора итого 32 проверки вместо 48.

Список нормативно-правовых актов

1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ

2. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 N 95-ФЗ

3. Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

5. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")».

7. Постановление Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии».

8. Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

9. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения».

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 469 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники».

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. N 644 «Об утверждении Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 419 «Об утверждении Правилам ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ».

13. Приказ Министерства здравоохранения от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».

14. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 8 октября 2015 г. N 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «здравоохранение и медицинские науки»

15. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.02.2016 N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием»

16. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения».

17. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 апреля 2012 г. N 381н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "косметология"».

18. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 2 апреля 2010 г. N 206н «Порядка оказания медицинской помощи населению с заболеваниями толстой кишки, анального канала и промежности колопроктологического профиля».

19. Приказ Минздрава России от 17.06.2013 №378н «Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения».

20. Приказ Минздрава России от 22.04.2014 №183н «Об утверждении Перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету».

21. Санитарные правила и нормативы СП 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58.

22. Санитарные правила и нормативы СП 2.6.1.2612-10 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.04.2010 г. N 40.