На два года удалось отсрочить внедрение системы непрерывного медицинского образования - НМО

Статья
Борисов Дмитрий Александрович, кандидат экономических наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Проект Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков, подготовленный в 2016 году мог создать значительные проблемы для предпринимателей

10 Января 2018Выделить главное вкл выкл 1385

В начале 2016 года Минздравом РФ был подготовлен проект нормативно-правового акта: Порядок и сроки совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях (далее Порядок), http://regulation.gov.ru/projects#npa=45732.

Экспертом Партнерства Борисовым Дмитрием Александровичем была предложена следующая редакция пункта 16 проекта порядка:

Работники, получившие сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста после 1 января 2016 года, проходят обучение в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – непрерывное образование) или один раз в пять лет в объеме более 100 часов.

Предлагалось исключить из пункта 16 слово "только", поскольку систему непрерывного образования еще только предстоит создать, для чего необходим переходный период по аналогии с введением аккредитации. В течение переходного периода врачам целесообразно предоставить право выбора между традиционной системой ДПО и новой системой непрерывного образования.

Пунктами 18 - 20 порядка предусмотрено, что общая трудоемкость разделов индивидуального плана составляет 250 академических часов с ежегодным распределением объема освоения не менее 50 академических часов, включая объем освоения образовательных программ не менее 36 академических часов и образовательные мероприятия (конференции и семинары), общий ежегодный объем которых не может составлять более 14 академических часов.

Следует отметить, что в настоящее время трудоемкость повышения квалификации составляет, как правило, 144 часа (приказом №66н предусмотрено более 100 часов) один раз в пять лет. Увеличение трудоемкости на 73% - 150%, приведет к росту затрат на ДПО, как для государства, так и для частного сектора, с учетом общего количества врачей - более 600 000 и среднего медперсонала - более 1 500 000 человек. Кроме того, фактически вводится обязательное ежегодное повышение квалификации и посещение конференций и семинаров, что приведет к многократному росту расходов на проезд. Резкий рост затрат на ДПО в период экономического кризиса является неоправданной нагрузкой на медицинские организации, среди которых значительное количество малых предприятий.

В сентябре 2017 года Минздравом РФ подготовлен проект приказа О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения ‎Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н ‎«Об утверждении Порядка и сроков совершенствования ‎медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения ‎по дополнительным профессиональным образовательным ‎программам в образовательных и научных организациях», http://regulation.gov.ru/projects#npa=73236

Подпунктом «г» пункта 2 Проекта изменений предлагается абзац четвертый пункта 4 изложить в следующей редакции:

«Повышение квалификации работников, направленное на непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации, проводится в течение всей их трудовой деятельности путем освоения учебных занятий и учебных работ, предусмотренных пунктом 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. № 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный № 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ‎от 15 ноября 2013 г. № 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный № 31014), в объеме не менее ‎30 академических часов ежегодного либо не менее 150 академических часов не реже одного раза в 5 лет.».

Таким образом, после утверждения поправок можно будет констатировать, что предложения наших экспертов были услышаны в Министерстве здравоохранения и напряженность, связанная с переходом на новую систему непрерывного медицинского образования, будет снята.

Вместе с тем, Национальной Ассоциацией медицинских организаций было направлено обращение Президенту России Путину В.В. с просьбой дать поручение о внесении соответствующих изменений в проект приказа Минздрава РФ О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения ‎Российской Федерации от 3 августа 2012 г. № 66н ‎«Об утверждении Порядка и сроков совершенствования ‎медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения ‎по дополнительным профессиональным образовательным ‎программам в образовательных и научных организациях», http://regulation.gov.ru/projects#npa=73236.

Подпунктом «в» пункта 2 Проекта изменений предлагается пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«Выбор дополнительной профессиональной программы осуществляется ‎с использованием интернет-портала непрерывного медицинского ‎и фармацевтического образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – интернет-портал) … ».

Предлагаю фразу «Выбор дополнительной профессиональной программы осуществляется» заменить фразой «Обучение может осуществляться». В пояснительной записке указано, что Проект приказа устанавливает возможность освоения дополнительных профессиональных программ в рамках системы непрерывного медицинского и фармацевтического образования с использованием инновационных образовательных технологий. Однако из предложенных изменений следует, что обучение может осуществляться исключительно по программам, размещенным на интернет-портале. При этом на интернет-портале образовательные программы в настоящее время привязаны к конкретным образовательным организациям. Таким образом, нахождение образовательной организации на интернет-портале является условием продолжения образовательной деятельности по данному направлению, что возлагает на образовательные организации обязанности, не предусмотренные законом.

Решение о размещении образовательной программы повышения квалификации на интернет-портале принимается Экспертной комиссией по непрерывному медицинскому образованию, созданной Министерством здравоохранения Российской Федерации (далее – Экспертная комиссия).

Следует иметь в виду, что согласно п.5.5.2(1) Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 608, к полномочиям Минздрава относится:

разработка и утверждение примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования и фармацевтического образования.

Полномочия по регулированию деятельности образовательных организаций, в частности допуск к образовательной деятельности по направлению «Здравоохранение» у Минздрава отсутствует.

Предоставление такого полномочия Минздраву нецелесообразно по следующим причинам:

1. Это возлагает на образовательные организации дополнительные требования и ограничения, не предусмотренные законом. Так действующим законодательством об образовательной деятельности не предусмотрено указание в приложении к лицензии перечня программ ДПО. Действовавшее ранее требование было упразднено.

2. Регистрация программ ДПО каждой образовательной организацией не имеет практического значения при наличии разработанных и утвержденных Минздравом примерных программ, в том числе с учетом большого количества медицинских специальностей - более 90 и еще большего количества образовательных организаций, реализующих программы ДПО.

Возложение указанной обязанности на образовательные организации не входит в компетенцию Минздрава, предложенная редакция камуфлирует нарушение прав образовательных организаций, не содержит четких административных процедур.