ФАС вынес предупреждение Минздраву в связи с приказом №121н

Статья
Нижегородцев Тимофей Витальевич начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС

ФАС не согласился с позицией Росздравнадзора, изложенной в письме от 20 мая 2013 г. № 16и-490/13. Минздрав издал разъяснения: переоформление лицензий не требуется

21 Июля 2016Выделить главное вкл выкл 3410

Тип документа: Предупреждения и предостережения
Дата публикации: 21.07.2016
Управление: Управление контроля социальной сферы и торговли
Сфера деятельности: Антимонопольное регулирование - в социальной сфере
Номер документа: № ЦА/50099/16
Номер дела: № б/н

Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

В связи с наличием в действиях (бездействии) Министерства здравоохранения Российской Федерации (место нахождения: Рахмановский пер., д. 3/25, г. Москва, 127994), выразившихся в необоснованном препятствовании осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, а именно путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований в результате принятия приказа Минздрава России от 11.03.2013 № 121н «Об утверждении Требований к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях» (далее — приказ № 121н), который фактически не содержит установленных пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 (далее — постановление № 291), требований к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования, а содержит расширенный перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность с указанием классификации видов медицинской помощи и условий ее оказания, вопреки установленному постановлением перечню работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», ФАС России на основании статьи 391 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем внесения в приказ № 121н следующих изменений:

1) исключения классификации видов медицинской помощи и условий ее оказания, не предусмотренных перечнем работ (услуг), установленным постановлением № 291;

2) установления требований к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования.

Указанные действия необходимо совершить в срок до 01.11.2016.

О выполнении предупреждения необходимо сообщить в ФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Перечень возникших проблем при лицензировании медицинской деятельности

Деятельность экспертного совета ФАС

Аналитическая справка

1. В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).

Утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования относится к полномочиям Правительства Российской Федерации (ст.5).
Согласно закону, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 утверждено новое Положение о лицензировании медицинской деятельности и Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Оформление лицензии осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 6 октября 2011 г. № 826 «Об утверждении типовой формы лицензии», которым предписано, что в лицензии виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности, указываются в соответствии с перечнем работ (услуг), установленным положением о лицензировании соответствующего вида деятельности.

Однако до настоящего времени органы лицензирования при лицензировании медицинской деятельности при оформлении лицензии руководствовались не «Положением о лицензировании медицинской деятельности», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, а приказом Минздравсоцразвития России от 10 мая 2007 г. № 323, что не соответствует требованиям законодательства в сфере лицензирования.

Сложившаяся ситуация привела к тому, что в течение года с момента выхода постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 органы лицензирования не переоформляли лицензии в связи с изменением работ (услуг), так как в действовавшем приказе Минздравсоцразвития России от 10 мая 2007 г. № 323 не было новых работ (услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291.

Тем самым органы лицензирования, отказывая медицинским организациям в переоформлении лицензии, фактически заставляли их выполнять работы (услуги), подлежащие внесению в приложение к лицензии, с нарушением законодательства. Например, медицинские организации, получив отказ в переоформлении лицензии по оказанию услуг «пластическая хирургия», продолжали оказывать услуги по «косметологии хирургической», несмотря на то, что данные услуги были исключены из перечня услуг, подлежащих включению в лицензию новым «Положением о лицензировании медицинской деятельности».

2. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 требования к организации и выполнению работ (услуг) в целях лицензирования медицинской деятельности устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации (пункт 3).

Минздрав России приказом от 11.03.2013 № 121н утвердил «Требования к организации и выполнению работ (услуг) при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях».

Однако данный приказ, по сути, не содержит никаких требований к организации и выполнению работ (услуг), а просто еще раз перечисляет утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291 работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность. Вместе с тем, в данном приказе указанные работы (услуги) классифицированы Минздравом России по видам медицинской помощи.

В связи с опубликованием Росздравнадзором письма от 20 мая 2013 г. № 16и-490/13, в котором он доводит до сведения лицензирующих органов, что с 26 мая 2013 г. предоставление и переоформление лицензий на осуществление медицинской деятельности должно осуществляться строго в соответствии с утвержденными новым приказом Минздрава России, теперь все лицензиаты вынуждены переоформлять свои лицензии, так как органы лицензирования на основании приказа Минздрава России кроме работ (услуг) стали дополнительно указывать в приложении к лицензии соответствующие виды медицинской помощи.

3. Отсутствуют разъяснения и нормативные правовые акты, устанавливающие:
соответствие (тождественность) старых видов работ (услуг) новым видам работ (услуг), предусмотренными новым Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденным постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291;
порядок приведения в соответствие с Положением о лицензировании медицинской деятельности ранее выданных бессрочных лицензий.

4. Проблемы получения санитарно-эпидемиологического заключения.
Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления медицинской деятельности.

Однако выявлены случаи неправомерных отказов в выдаче санитарно-эпидемиологического заключения, основаниями которых являются несоблюдение соискателем требований, не связанных с санитарными правилами в отношении зданий, строений, сооружений, помещений оборудования и иного имущества, которые предполагалось использовать для осуществления медицинской деятельности, непредставление соискателем документов, не касающихся зданий, строений, сооружений, помещений оборудования и иного имущества, которые предполагалось использовать для осуществления медицинской деятельности.

Заседание экспертного совета ФАС

27 июня 2013 г. по инициативе Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения состоялось заседание Экспертного совета при Федеральной антимонопольной службе (ФАС России) по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении, на котором были рассмотрены вопросы лицензирования медицинской деятельности в связи с изменением законодательного и нормативно-правового регулирования.

Вел заседание начальник управления контроля социальной сферы и торговли Нижегородцев Т.В.

С 40-минутным докладом выступил член Правления Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения, исполнительный директор СРО НП «Объединение частных медицинских центров и клиник» Лазарев С.В. В своем выступлении он обратил внимание присутствующих на многочисленные нарушение законодательства со стороны органов лицензирования и Росздравнадзора при лицензировании медицинской деятельности и последующем лицензионном контроле.

О проблемах медицинских предпринимателей Красноярского края, связанных с невозможностью выполнения лицензионных требований, установленных нормативными актами, рассказал председатель Правления Некоммерческого партнерства Медицинских организаций «Медальянс» Шапран М.В. Он обратил внимание собравшихся на то, что документы, создаваемые Минздравом, не учитывают особенностей регионов и могут быть применимы в мегаполисах, а не в малых городах и сельской местности России.

Руководитель Ассоциации частных стоматологических клиник «Тольятти Дент» Музыка Ю.Г. остановилась на проблеме сертификата специалиста по организации здравоохранения, который обязан иметь руководитель медицинской организации.

В ходе дальнейшего обсуждения темы заседания выступили представители частных медицинских организаций, учреждений ФМБА, "Деловой России", органов лицензирования Оренбурга и Московской области. В своих выступлениях все были единодушны в том, что политика Минздрава и Росздравнадзора, проводимая в сфере лицензирования медицинской деятельности привела к коллапсу процесса лицензирования и необходимы срочные меры для исправления ситуации.

Приглашенные на заседание представители Росздравнадзора предпочли отделаться молчанием. В конце заседания выступила представитель Минздрава, которая изложила точку зрения министерства на проблемы лицензирования медицинской деятельности. Её выступление сводилось к одному – все идет нормально, переоформлять лицензии не нужно в связи с выходом Приказа Минздрава РФ от 11 марта 2013 г. N 121н, в ближайшее время Минздравом будут подготовлены и опубликованы соответствующие разъяснения.

Итоги заседания подвел Нижегородцев Т.В., который предложил срочно создать рабочую группу из представителей ФАС, Минздрава, Росздравнадзора и Роспотребнадзора для выработки неотложных мер по решению возникших проблем при лицензировании медицинской деятельности. ФАС рассчитывает на конструктивное взаимодействие с Минздравом в рамках данной рабочей группы, которая начнет свою деятельность уже в следующем месяце.

Письмо Минздрава о применении приказа №121н от 11.03.2013 (.pdf)