Действительно ли Минздрав намерен активно развивать государственно-частное партнерство?

Статья
Мисюлин Сергей Сергеевич, кандидат медицинских наук, эксперт Федеральной антимонопольной службы России по развитию конкуренции в здравоохранении и образовании

Статья из материалов II-го Национального конгресса частных медицинских организаций, который прошел в Москве 20-21 ноября 2013 г.

14 Августа 2013Выделить главное вкл выкл 1760

На заседании президиума Госсовета 30 июля министр здравоохранения Вероника Скворцова заявила, что «для снижения расходов государства на поддержание основных фондов здравоохранения особое значение имеет формирование открытой конкурентной среды и вовлечение в реализацию программ государственных гарантий негосударственных медицинских организаций по единым требованиям к оказанию качественной медицинской помощи». Из приведенной министром статистики следует, что за последние два года число частных медицинских организаций, работающих в территориальных программах ОМС, увеличилось и составляет сегодня 1251 ЛПУ, то есть 14,7% от общего количества.
По сути, речь идет о формировании государственно-частного партнерства (ГЧП), поскольку кардинальное изменение качества и доступности медицинских услуг, поднятие отечественной медицины на современный уровень силами исключительно государства, чьи бюджетные возможности ограничены в условиях глобального перманентного экономического кризиса, либо бизнеса, чьи возможности без поддержки государством пациентов ограничены платежеспособностью населения, не представляется возможным.
Отсутствие на федеральном уровне общепринятого правового определения понятия ГЧП во многом обусловливает недостаточное регулирование в отраслевых законах партнерских отношений органов власти и субъектов предпринимательства, что затрудняет разграничение отдельных видов соглашений как между собой, так и с соглашениями, запрещенными антимонопольным законодательством. Сегодня договоры и соглашения о партнерстве органов власти с хозяйствующими субъектами или некоммерческими организациями в сфере здравоохранения законодательством не предусмотрены. На законодательном уровне также нет четких ориентиров для отраслей и сфер, в которых допустимо заключение между органами власти и негосударственными организациями договоров и соглашений публично-правового характера. Это не позволяет устанавливать долгосрочные взаимоотношения и полноценно регламентировать обязательства сторон и гарантии для частных инвесторов при возникновении различного рода рисков.
Чтобы сформировать единое правовое поле и дать всем субъектам рынка, как частным, так и государственным, возможность «играть» по одним правилам, необходимо законодательно закрепить правовую категорию ГЧП. В сфере здравоохранения ГЧП следует рассматривать как юридически оформленные отношения органов власти и частных медицинских организаций (индивидуальных предпринимателей) в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов в сфере оказания медицинских услуг.
Следуя сложившейся российской практике любое серьезное дело решать не иначе как в рамках государственного проекта, целесообразно придать развитию ГЧП статус приоритетной государственной задачи, создав в структуре Минздрава соответствующее подразделение для обобщения опыта ГЧП с делегированием ему некоторых полномочий, которое занималось бы разработкой проектов, их оценкой и практической реализацией.
Но все это – полумеры. В основе всей работы должен лежать базовый закон о ГЧП, регламентирующий:
1) статус органов исполнительной власти как партнеров в ГЧП;
2) пределы полномочий по распоряжению имуществом и ответственности органов власти в рамках ГЧП;
3) подготовку конкурсной документации и проведение конкурсов, определение специальной процедуры выбора частного инвестора для заключения контракта ГЧП.
Формирование ГЧП и принятие соответствующего федерального закона не только обеспечит интеграцию частных медицинских организаций в систему здравоохранения, но и будет способствовать решению главной задачи здравоохранения – повышения доступности и качества медицинской помощи для граждан.
Однако перевести ГЧП из области пожеланий в объективную реальность можно только при обоюдном соблюдении интересов. Похоже, что в Минздраве это понимают: «Для того чтобы мы могли дальше активно развивать государственно-частное партнерство, целесообразно включение инвестиционного компонента в тариф ОМС, что сделает более рентабельным участие негосударственных организаций в реализации программы государственных гарантий», - заявила министр на уже упомянутом заседании президиума Госсовета.
Но создание благоприятных условий для частных медицинских организаций не ограничивается лишь включением инвестиционного компонента в тариф ОМС. Мы уже не раз озвучивали свои предложения, главные из которых: 1) предоставить льготы медорганизациям (земельные участки, аренда имущества, налоговые вычеты, субсидирование процентной ставки по кредиту) и 2) установить налоговую ставку в размере 0% медицинским организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения.
Сейчас в медицине малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают либо 6%, либо 15% в зависимости от объекта налогообложения (доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов), в то время как крупные предприятия не платят налог на прибыль. С другой стороны, малые медицинские предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, не имеют льгот в рамках данного специального режима по сравнению с малыми предприятиями, например, сферы питания или развлечений.
Другое наше предложение - отменить на федеральном уровне налог на имущество, используемое организациями в процессе оказания медицинских услуг, который сейчас устанавливается в каждом субъекте самостоятельно, а также отменить НДС при закупке медицинского оборудования в лизинг.
В условиях, когда государство реально не финансирует ни в каких формах частное здравоохранение, а возможности для развития частной медицины ограничены исключительно платежеспособностью населения, эти налоговые льготы будут выгодны всем – и частным медицинским организациям, и пациентам, и самому государству. Разумеется, при условии, что здоровье нации – его главное богатство.

Эти и другие не менее актуальные вопросы станут предметом широкого обсуждения на II Национальном Конгрессе частных медицинских организаций, который пройдет в Москве 20-21 ноября 2013 г. Информация на сайтах: www.privatmed.ru и www.csi-pm.ru Генеральный партнер Национального Конгресса ООО «Частная медицина» www.chmed.ru